№ 03 — 2009

 

АКТУАЛЬНО

НОВАЯ СТОЛИЦА ЕГИПТА: ИЛЛЮЗИИ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

В Каире стало невозможно передвигаться, припарковать машину и даже дышать… Решит ли власть главную проблему мегаполиса?

Каир становится все более загрязненным и перенаселенным. Все чаще встает вопрос о том, что Египту пора подобно Бразилии и Казахстану отделить экономическую столицу от административной. С другой стороны, есть немало и других проблем, о которых не следует забывать.

На часах 14.00. Пробка на улице Каср Эль-Аини практически не двигается. Ничего удивительного, ведь здесь находятся несколько министерств (транспорта, здравоохранения и др.), Кабинет министров и Парламент Египта. Это местечко в народе так и называется «Квадрат министерств«. Отсюда и пробки утром, когда служащие идут на работу, и днем, когда они возвращаются домой. Такая картина не является чем-то необычным в Каире. Из-за высокого уровня централизации в египетской столице стало невозможно передвигаться, припарковать машину и даже дышать! Это уже не жизнь, а скорее существование. В этой связи вопрос установления новой столицы становится все более обсуждаемым.

Некоторое время назад министр жилья Ахмед Аль-Маграби заявил в интервью на одном из египетских телеканалов о том, что проект «Каир-2050« остается его мечтой и что реальность начинается с мечты. Министр также отметил, что не видит другого решения проблемы роста численности населения в Каире. Проект по созданию новой столицы активно обсуждался еще в конце 2007 года, когда правительство подготовило соответствующую программу строительства. Но позже президент Египта Хосни Мубарак заявил, что эта затея слишком дорогостоящая и выделенные средства лучше потратить на помощь малоимущим. В кратком изложении программы, опубликованном на сайте Информационного центра Египта, говорится: «Перенос политической столицы Египта из Каира не означает, что он потеряет свою роль как политический центр, в котором находится штаб-квартира Лиги арабских государств. Каир также сохранит свое культурное и историческое наследие, которому, в частности, угрожает интенсивная и хаотичная застройка«.

Государство беспрерывно продолжает возводить мосты и тоннели для разгрузки улиц. Строится и третья ветка подземного метро. Инженер-проектировщик Мунир Ризкалла, принявший участие в создании многих тоннелей Каира, считает, что Египту действительно нужна новая столица. А строительство новых развязок он называет «обезболивающим вместо операции«. Вместе с тем Мунир Ризкалла уверен: государство не вытянет подобный проект.

Другой инженер-проектировщик Хани Эль-Миняуи полагает, что лучше повышать уровень децентрализации и стремиться к равномерному развитию всех регионов страны. В качестве успешного примера он приводит Хургаду, Шарм-эль-Шейх и Марса Алам. Благодаря туристическим городам приток мигрантов в Каир уже снизился. И даже некоторые каирцы отправились на заработки на курорты Красного моря. Тем не менее, население Каира растет на 2% в год. По разным оценкам, в египетской столице проживает 18-20 миллионов человек, но точной цифры никто назвать не может.

Экономическая ситуация в Египте оставляет желать лучшего. Безработица держится на уровне около 10%, более 40% населения живет за чертой бедности. Является ли новая столица главной необходимостью для страны? Сколько средств и времени уйдет на реализацию подобного проекта? Речь идет о десятках миллиардах долларов из кармана налогоплательщиков.

Забытый проект Эль-Садат

Дорога Каир – Александрия. Табличка «Александрия 139 км«, поворот направо – и мы прибываем в город Эль-Садат. Он был основан во времена правления президента Анвара Эль-Садата в 1979 году (в Египте считается допустимым называть города, целые районы и станции метро в честь действующих президентов – Авт.). В то время глава государства мечтал о том, чтобы Эль-Садат стал столицей Египта к 2000 году. Что же в итоге случилось с этим городом?

При численности населения 150 тысяч человек сегодня Эль-Садат похож на типичный современный город, как 6 октября или 10 Рамадана. Никакого намека на новую столицу. Почти… В городе есть район, который называется «Мугаммаа Эль-Уизарат« («Комплекс министерств«). «Это старый и забытый проект«, – удивляется пешеход, когда я пытаюсь узнать у него, как мне добраться до этого местечка. «Сейчас там находится университет Эль-Мануфея«, – добавляет он.

Университет Эль-Мануфея начал перемещать некоторые свои факультеты в город Эль-Садат в 1993 году, а в 2005-м факультеты получили статус независимого отделения. Университетское здание изначально было выделено под комплекс министерств. Единственное, что напоминает об этом сейчас – табличка «Господин Мохамед Хосни Мубарак, президент Республики, открыл здание комплекса министерств в городе Эль-Садат во вторник 14 октября 1986 года«.

«Мы много работали, чтобы переделать административные помещения в учебные«, – объясняет Магда Алуани, ответственная за связи с общественностью в университете. Пришлось ломать стены, чтобы из маленьких кабинетов сделать большие аудитории. Таким образом, мы подходим к еще одной проблеме отделения административной столицы от экономической. Что делать со зданиями министерств в Каире? Строительство таких зданий, как МИД на Ниле, Министерство финансов и Генеральное управление инвестиций и свободных зон в районе Наср Сити, уже обошлось в миллиарды. Не меньше будет стоить и переделка подобных строений, скажем, в отели.

Эль-Садат не стал столицей Египта, но Магда Алуани гордится своим президентом. «Сейчас все обсуждают вопрос вынесения министерств за пределы Каира. Но Анвар Эль-Садат пришел к этой мысли еще 30 лет назад!« – говорит она.

Так что идея создания новой столицы сама по себе не нова, тем более что на протяжении своей истории Египет менял столицу более 10 раз. Но пока уставшим и нервным каирцам, томящимся в салонах нагревшихся автомобилей, остается только стирать пот со лба бумажными салфетками и надеяться, что мечта когда-нибудь станет реальностью.

Рами ЭЛЬ-КАЛЬЮБИ.

Фото автора.

 СТОЛИЦЫ ЕГИПТА В РАЗНЫЕ ВРЕМЕНА 

3000 г. до н.э. – 2850 г. до н.э. – Абидос

2850 г. до н.э. – 2160 г. до н.э. – Мемфис

2160 г. до н.э. – 2120 г. до н.э. – Гераклеополь

2120 г. до н.э. – 1700 г. до н.э. – Фивы

1700 г. до н.э. – 1622 г. до н.э. – Аварис

1622 г. до н.э. – 950 г. до н.э. – Фивы

950 г. до н.э. – 730 г. до н.э. – Бубаст

730 г. до н.э. – 716 г. до н.э. – Саис

716 г. до н.э. – 666 г. до н.э. – Напата и Фивы

666 г. до н.э. – 398 г. до н.э. – Саис

398 г. до н.э. – 378 г. до н.э. – Мендес

378 г. до н.э. – 311 г. до н.э. – Себеннит и Мемфис

Период Птолемеев – Александрия

641 н.э. – 969 н.э. – Фустат

С 969 г. по настоящее время – Каир

 

 

КОНЦЕРТНАЯ ПЛОЩАДКА

«ЗВЕЗДНАЯ» ОСЕНЬ В СТРАНЕ ПИРАМИД

За одну лишь неделю в Египте выступили две мировые знаменитости! И это только начало…

Осень 2009 года в провинции Красное море стала «урожайной» на приезд звезд мировой величины. Чего только стоит американская поп-дива Бейонсе, выступившая со своим впечатляющим концертным шоу 6 ноября в Порт-Галибе! Или француз Дэвид Вендетта – известный диджей и продюсер с внешностью красавца с обложки глянцевого журнала, желанный гость лучших клубов и вечеринок Европы и Америки, – оказавшийся на расстоянии вытянутой руки для любого, кто был в Хургаде 29 октября и посетил Cosa Nostra Show.

«ПРОСТОЙ ПАРЕНЬ» ДЭВИД ВЕНДЕТТА

///ВИЗИТКА

Дэвид ВЕНДЕТТА

Настоящее имя – Дэвид Папаруссо. Родился в обычной семье в городке Лонгви (Лотарингия, Франция). Свою карьеру Дэвид начал в 2000 году с того, что стучался во все двери и пытался найти место, где он может совершенствоваться и зарабатывать на жизнь диджеингом. Его жизненный девиз: «Неважно, откуда ты, важно то, куда ты идешь«.

В 2006 году Дэвид ярко заявил о себе, выпустив хит «Love to love you baby«, в котором использовал великолепный вокал Донны Саммер. Именно эта композиция сделала его популярным и вывела на международную арену. После Вендетта покорил публику своим первым альбомом «Rendez Vous«. В 2007 году Дэвид также получил награду «NRJ Music Awards« как лучший французский диджей.

Главным же подтверждением популярности и мастерства Вендетты является тот факт, что написанные им треки входят в плей-листы многих всемирно известных диджеев, таких как Роджер Санчез, Боб Синклар, Энтони Клэймаран и др.

Журналисту «МК в Египте» удалось встретиться с Огузом Велиоглу, управляющим партнером развлекательной компании «Tres Hombres Entertainment» – человеком, который привез Дэвида Вендетту в Египет и сопровождал его во время пребывания в Стране пирамид. В интервью газете шоумен поведал эксклюзивные подробности о египетской гастроли лидера мировых музыкальный чартов.

– Дэвид прилетел в Хургаду в 19.00. В 23.30 мы уже были на площадке, шоу с его участием закончилось лишь на рассвете. А ранним утром Вендетта летел обратно в Париж, откуда сразу же направился в Марокко, – рассказывает Огуз Велиоглу. – Вот такой насыщенный график у мировых звезд. Отсыпаются в промежутках между концертами, в полетах… А вообще, Дэвида было сложно уговорить приехать в Египет.

 – В чем причина, если не секрет?

– В свое время Вендетта уже приезжал в Египет, тогда он отыграл свой сет в одном из клубов Шарм-эль-Шейха. С того раза у Дэвида остался неприятный осадок: организаторы выступления выполнили не все условия договора, в том числе финансовые. И когда родилась идея привезти Вендетту в Хургаду, я долго убеждал его и предоставлял различные гарантии того, что все пройдет на высшем уровне и повторения истории в Шарм-эль-Шейхе не будет. Заверил также, что буду нести личную ответственность за все организационные и финансовые вопросы. И тогда Вендетта согласился.

– А какими были ваши первые впечатления о Дэвиде?

Я встречал его в аэропорту. Ожидал увидеть «глянцевую» знаменитость со звездными замашками. Однако ко мне подошел… простой парень в футболке и джинсах и сказал: «Привет! Что будем делать дальше?»

– И что было дальше?

– Мы поехали в гостиницу, по дороге Дэвид спросил, где можно перекусить и сколько он может поспать. При этом никаких «люксовых» запросов и пожеланий не было и в помине. Вы будете смеяться, но когда мы пришли в кафе и стали делать заказ, оказалось, что Дэвид любит блюда из… детского меню! Различные сэндвичи, пирожки…

Уже в отеле Вендетта спросил меня о месте, где он будет выступать, и уточнил, в каком стиле ему играть свой диджей-сет. Я рассказал о концертной площадке и о том, что публика соберется модная, интернациональная, в возрасте от 18 до 35 лет. После этого Дэвид пошел отдыхать к себе в номер, а за час до шоу мы встретились с ним вновь и вместе отправились на площадку.

– А ведь площадка была организована необычная – по сути, дискотека в пустыне. Это впечатлило Вендетту?

– Он наслаждался! Ему понравилось все: и место, и атмосфера вечеринки, и само шоу. Было видно, что Дэвид играет с большим удовольствием, и публика воспринимает его на ура. Он играл почти 5 часов подряд – с полуночи до рассвета. Под утро один из коллег подошел ко мне и сказал: «Я должен отвезти Дэвида в аэропорт». «Нет проблем, я сделаю это сам», – ответил я. «Нет, я должен увезти его прямо сейчас, иначе он не остановится, будет играть дальше и пропустит свой рейс».

 – Расскажите о ваших личных впечатлениях от выступления Дэвида.

– Вендетта выступал не просто в роли диджея. Это был перформанс, нечто сродни искусству. Дэвид делал музыку живой, ощутимой. Параллельно с ним выступали либо виолончелист, либо саксофонист, либо певец. Мы увидели настоящее шоу, разнообразное, впечатляющее и сильное по энергетике. Поразило также то, что Дэвид был открыт для публики, шутил, разговаривал с рядом стоящими ребятами. Любой желающий мог подойти и сфотографироваться с ним. Но самое главное – люди слушали Дэвида не из-за его известного имени, им действительно была интересна его музыка и импонировало то, что он делает.

 – Значит, Дэвид Вендетта – весельчак и красавчик – очаровал всех без исключения?

– Очаровал – да. Но на самом деле, скажу я вам, Вендетта – очень и очень стеснительный человек. А ведь он зрелый мужчина – ему 40 лет! И для меня это его качество – столь редкое для такого возраста! – стало настоящим откровением.

 – Как это так, Вендетта – и стесняется?

– Да! И в первую очередь – девушек. Когда подходили представительницы прекрасного пола, чтобы сфотографироваться с ним, обнимали его, Дэвид тушевался и даже… краснел! Вот такой он совершенно обычный парень! И лишь после того, как один из наших знакомых налил ему рюмку водки, Дэвид немного расслабился. Вообще, как человек он мне очень понравился: простой и в тоже время приятный в общении, интересный и талантливый.

 – Приедет ли еще раз Дэвид в Египет?

– Думаю, да. Мы планируем его выступление на начало лета 2010 года. И вообще, будем стараться проводить больше мероприятий в стиле open-air, подобных выступлению Вендетты. Так, в настоящее время ведутся переговоры о приезде в Египет таких популярных голландских диджеев, как Арман Ван Хелден и Пол Ван Дик.

– В курортные города стали привозить знаменитостей – и это хороший знак. Можно ли надеяться, что совсем скоро здесь, на египетской земле, концерты звезд мировой величины станут отнюдь не редким явлением?

– Могу сказать, что интерес к звездным именам со стороны крупных предпринимателей, владельцев отелей в Египте большой. В Эль-Гуне, к примеру, довольно часто спрашивают об организации концертов известных артистов. Однако местный рынок еще не готов принимать мировых звезд, особенно в финансовом плане. Мы как-то вели переговоры с Карлосом Сантаной. Но когда клиент увидел итоговую калькуляцию затрат на организацию и проведение концерта выдающегося гитариста, сразу взял паузу. Тем не менее, желание и интерес со стороны публики и заказчиков есть. А значит, будем работать в данном направлении. Начало положено хорошее. И, как продолжение, Дэвид Вендетта, мировая знаменитость и просто отличный и талантливый человек, обязательно приедет в Страну пирамид еще раз.

Беседовала Ольга РОМАНОВА.

 

 

ИНТЕРВЬЮ НОМЕРА

РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ В ЕГИПТЕ: МИССИЯ ВЫПОЛНИМА

Наши реставраторы полностью восстановили знаменитую «Висячую» церковь в Каире

Египет – не только туристическая Мекка, но и мировая сокровищница исторических памятников, к которой хотят прикоснуться ученые со всех уголков земного шара. Чуть ли не каждый день в Стране пирамид обнаруживаются уникальные объекты и совершаются важные научные открытия. И мало кто знает, что некоторые из них принадлежат российским египтологам, которые на протяжении последних восьми лет принимают активное участие в раскопках и исследованиях на территории Египта.

На днях журналисту «МК в Египте» удалось встретиться и побеседовать с директором Центра египтологических исследований РАН в Каире Галиной Александровной Беловой.

///ВИЗИТКА

Галина БЕЛОВА

Доктор исторических наук, директор Центра египтологических исследований РАН. Член многих международных научных обществ, ассоциаций и академий.  

Сфера научных интересов Г.А. Беловой включает международные отношения на Древнем Востоке. Автор нескольких десятков публикаций по истории и культуре Древнего Египта.

В настоящее время руководит несколькими экспедициями и проектами Российской академии наук в Египте.

– Галина Александровна, в начале нашей беседы хотелось бы поблагодарить вас за то, что вы нашли время дать на интервью газете «МК в Египте», несмотря на вашу занятость (сейчас Галина Белова с другими сотрудниками Центра находится на раскопках в Фаюме – Ред.). Наш первый вопрос будет таким: не так давно в Москве прошла Международная конференция египтологов, расскажите, пожалуйста, об этом значимом в научном мире событии.

– Конференция «Достижения и проблемы современной египтологии» проходила с 29 сентября по 2 октября. В ней приняли участие более 70 ведущих египтологов со всего мира, в том числе и д-р Захи Хавасс. Генеральный секретарь Высшего совета по древностям Египта открыл конференцию и выступил с лекцией на тему «Новейшие открытия в египетской археологии». Ее участники смогли ознакомиться с современными методами ведения археологических исследований, посетили некоторые музеи и достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга.

К открытию конференции была опубликована книга, рассказывающая о достижениях российской египтологии и истории образования Центра египтологических исследований. Могу сказать, что работа российских египтологов была высоко оценена иностранными коллегами, и в том числе египетскими.

– Насколько нам известно, сотрудники ЦЕИ РАН принимают самое непосредственное участие в реставрационных работах на территории Египта. В каких проектах сейчас задействованы российские реставраторы?

– Совсем недавно мы закончили реставрировать знаменитую церковь Богоматери Эль-Муаллака («Висячая») в Каире. В восстановлении одного из древнейших христианских храмов участвовали реставраторы, имеющие более чем десятилетний опыт работы в Египте с памятниками коптского искусства, в основном с иконами. Поэтому не случайно по итогам конкурса, объявленного египетскими властями на реставрацию храма Эль-Муаллака, предпочтение было отдано российским специалистам. В ходе этого проекта мы отреставрировали все внутреннее убранство церкви, датируемое XI-XIX вв., в том числе настенную живопись, уникальные надалтарные сени, мраморную кафедру проповедника, резные алтарные преграды и киоты, инкрустированные слоновой костью и драгоценными породами дерева, и многое другое. Этот проект был осуществлен на средства Высшего совета по древностям Египта.

Кстати, в декабре планируется торжественное открытие церкви.

Где сейчас ведет раскопки Центр египтологических исследований?

– У нас есть несколько археологических миссий в Египте, в том числе на памятнике Ком Туман, расположенном на месте первой древнеегипетской столицы Мемфис, где наши специалисты работают уже более пяти лет. Там мы добились интересных результатов. Геофизические и археологические исследования показали, что поселения здесь восходят к Древнему царству. Вероятно, в течение какого-то времени на Ком Тумане находилась резиденция фараонов. Сохранились почти нетронутые ремесленные комплексы, что довольно редко для Египта.

Сейчас мы также ведем раскопки в Дейр Эль-Банате в Фаюме. Памятник состоит из двух частей: средневековый монастырь и некрополь. Примечательно, что некрополь римского времени продолжали использовать вплоть до XI в. В последнее время нам посчастливилось найти несколько нетронутых мумий римского времени, две из них – с позолоченными масками. В христианских захоронениях были обнаружены великолепные коптские ткани с сюжетными изображениями и красочными орнаментами. Начиная с прошлого сезона их изучает и реставрирует группа специалистов из музеев Московского Кремля.

В декабре мы начинаем новый сезон раскопок в Луксоре, в деревне Эль-Гурна на западном берегу Нила. К сожалению, практически все фиванские гробницы были разграблены еще в древности. В настоящее время нами ведутся археологические исследования и реставрация в гробнице Чаи – «министра иностранных дел», жившего во времена Рамсеса II и Мернептаха. На стенах гробницы сохранились уникальные изображения канцелярии фараона по переписке с другими странами – так называемого «Министерства иностранных дел», и собственно гробницы этого сановника. Гробница представляет интерес не только для специалистов, но и для туристов.

– А как насчет Александрии – столицы Египта в период Птолемеев?

– Мы проводим подводные исследования в районах Агами и Анфуши. В прошлом сезоне были обнаружены остатки древнего порта и следы кораблекрушений.

Основная сложность подводных раскопок связана с тем, что они требуют больших денежных средств. Но сейчас вопрос с финансированием решен, и мы предполагаем со следующего года начать более масштабные исследования.

– В ненаучных кругах любят говорить о проклятии Тутанхамона и о том, что пирамиды строили инопланетяне. Можно ли верить таким легендам?

– Все легенды связаны в первую очередь с незнанием. При детальном знакомстве с методами строительства в Древнем Египте таких вопросов не возникает. На сегодняшний день есть достаточное число данных, объясняющих, как древние египтяне строили пирамиды. Тем не менее, бывают случайности, которые косвенно можно связать с легендами. О серии таких совпадений рассказывал на Международной конференции египтологов в Москве Захи Хавасс. По словам главы Высшего совета по древностям Египта, при всех его попытках исследовать мумию Тутанхамона возникали какие-то препятствия: то начался сильный ветер, то выключался свет и т.д. Так что существование различных легенд скорее говорит об интересе к египетской истории не только среди египтологов.

– Объекты, найденные во время раскопок, представляют огромную ценность. Остаются ли все предметы древности в Египте или что-то вывозится за границу?

– Вплоть до 30-х годов иностранные миссии могли вывозить 5% найденных древностей (незначительные находки) за границу для формирования фондов музеев. Сейчас такое невозможно. И это правильно, так как древности должны храниться в Египте.

Все найденные предметы мы передаем египетской стороне в обмен на право изучать историю, уточнять некоторые факты. В основном наши раскопки полностью финансируются российской стороной. Иногда проводятся и совместные исследования. Так, в Фаюме мы работаем с американскими учеными.

И в завершение нашей беседы хотелось бы узнать о планах ЦЕИ РАН на будущее.

В начале следующего года планируется официальное открытие нашего египтологического института в Каире. Надеемся, что он займет достойное место среди иностранных институтов египтологии в Каире. Высший совет по древностям Египта предложил приурочить к этому важному событию выставку в Каирском национальном музее, посвященную достижениям российских ученых.  

Галина Александровна, спасибо, что ответили на все наши вопросы. Мы надеемся на новые встречи с вами и дальнейшее сотрудничество с ЦЕИ РАН в Каире.

 

ЦЕНТР ЕГИПТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАН

Учреждение Российской академии наук Центр египтологических исследований РАН был создан по распоряжению Президиума РАН в ноябре 1999 г.

Целью организации Центра является исследование истории, культуры, языков и религии древнего, средневекового и современного Египта. Важнейшее условие новизны и актуальности полученных результатов заключается не только в комплексном изучении письменных памятников, но и в проведении самостоятельных археологических исследований.

В 2000 году был основан Российский институт египтологии в Каире – структурное подразделение Центра, которое является базой для работы сотрудников Российской академии наук в Египте.

В настоящее время археологические работы ведутся практически по всей территории Египта – в Мемфисе, Фаюмском оазисе, Луксоре и Александрии. На основе полученных результатов публикуются научные монографии, сборники коллективных трудов, статьи в научных и научно-популярных журналах.

Беседовал Рами ЭЛЬ-КАЛЬЮБИ.

Редакция благодарит ЦЕИ РАН

и лично Галину БЕЛОВУ

за предоставленные фотографии. 

 

 

ИСПЫТАНО НА СЕБЕ

КАК Я ЛОВИЛА ТАКСИ В ХУРГАДЕ

Журналистка «МК в Египте» попыталась узнать самый оптимальный для неегиптянина способ передвижения на таксомоторе

Такси в Хургаде – это не просто транспортное средство для перевозки пассажиров, а целое явление, неотъемлемая часть жизни курортного города. С утра до позднего вечера оранжево-синие «шашечки» гоняют по местным улицам, беспрестанно сигналят и любами правдами-неправдами привлекают к себе внимание. Внутри каждого такси – своя история, свои тайны, свой мир

Выйдя ранним утром из дома, я решила провести эксперимент. Цель обозначила такую – найти, какой из способов передвижения в хургадинских такси и общения с водителями окажется наиболее оптимальным, спокойным и комфортным для неегиптянина.

Способ 1. Себе дороже

Итак, подхожу к обочине дороги на центральной улице Шератон в Саккале и поднимаю руку. Тут же пара таксистов устраивает гонку за право первым оказаться подле голосующего и заработать денег. Самый удачливый тормозит рядом со мной, наклоняется на переднее пассажирское сиденье и приветливо улыбается: «Hello».

Водитель молодой, из динамиков грохочет модная арабская музыка, в левой руке – зажженная сигарета. «О-о, – думаю я, – ну и «повезло». Тем не менее, по-английски называю пункт назначения. «Ок!» – продолжает улыбаться таксист, нагло рассматривая меня. «5 фунтов», – говорю я. «Пятнадцать», – не смущаясь, парирует водитель. «Это же грабеж!» – думаю я, точно зная, что от места старта до Эспланады по счетчику от силы 5 фунтов набежит. Но деваться некуда, надо продолжать игру. «Ноу», – пытаюсь торговаться я. «Мадам, – обижается таксист, – фифтин из ок!» («Пятнадцать – самое то!» – Авт.). «Ноу», – надуваю губы и отворачиваюсь от такси в поисках нового извозчика. «Ок, ок», – сигналит мне молодой настырный водитель. И я сажусь-таки в его такси… И уже через десять секунд жалею о том, что согласилась: машина срывается с места и мчит под очередной трек заливистого арабского исполнителя.

Салон такси не новый, достаточно изношенный, увешан различными побрякушками – ароматизаторами для авто, четками, сердечками. Сиденья болтаются, окна распахнуты, закрыть их не удается.

«Хэй, откуда ты?» – спрашивает на более-менее складном английском молодой водитель. «Ну вот, – думаю я, – началась старая песня о главном». А сама молчу, не отвечаю. Делаю вид, что не понимаю вопроса. «Руси?» – спрашивает таксист, при этом внимательно изучает мое лицо, глядя в зеркало заднего вида. «Угу», – бурчу я, надеясь отвязаться от назойливых вопросов. «Руууси», – довольно улыбается водитель, затягиваясь сигаретой. «Турист?» – продолжает он «зондировать почву». «Угу», – опять киваю я, играя выбранную роль иностранной туристки. «Ты очень красивая, – проникновенно говорит водитель. – Как тебя зовут? У тебя есть друг?» Мое терпение начинает заканчиваться. Но благо, мы были уже на подъезде к Эспланаде.

Наконец-то останавливаемся, я расплачиваюсь, выхожу из машины. «Мадам, мадам! – кричит мне вслед водитель. – Почему 50 пиастров? Ты говорила: «5 фунтов!» От такой наглости у меня даже словесный ступор случился. Уж я-то, живя столько времени в Египте, смогу отличить купюру в 5 фунтов от купюры в 50 пиастров! «Хэй, энта магнУна?!» («Эй, ты сумасшедший?!» – Авт.) – не сдерживаюсь я и начинаю говорить по-арабски. Тут уже таксист лишается дара речи, а через пару секунд «дает по газам » и мчится вдаль.

Способ 2. Без лишних вопросов

На следующий день там же, на Шератоне, вновь ловлю такси. Но на этот раз не скрываю того, что резидентка. «Саляму алейкум!» («Здравствуйте!» – Авт.) – говорю я подъехавшему таксисту. Мужчина средних лет, в галабее, кивает в ответ. «Эспланада, 10 фунтов», – продолжаю я по-арабски. Водитель снова кивает, я сажусь. Салон такси просторный, чистый, уютный. Пару раз взглянув на меня в зеркало заднего вида, таксист без лишних вопросов довозит до пункта назначения. Выхожу, расплачиваюсь. Благодарю и прощаюсь по-арабски. Удобно, быстро, ненавязчиво.

Проведя еще пару подобных экспериментов, пришла к выводу: общаясь с египетскими таксистами сдержанно, культурно и по-арабски, лишних вопросов вы из их уст не услышите. Если все же начнут беседу, универсальный ответ «АльхАмду лиллЯ!» («Слава Аллаху!» – Авт.) тут же повернет ее в нужное русло и настроит на позитивный лад общения.

Правило 1. Сверх счетчика

В заключение хочу дать несколько дельных советов. Так, расплачиваясь с водителем, лучше не жадничать. Таксисты – тоже люди, и это их работа. Оплата «по счетчику» – прерогатива египтян. Мы же, иностранцы, заплатив сверху пару фунтов водителю такси, взамен получим комфортабельную и довольно приятную поездку. Подумайте сами: кому хочется возить пассажиров по себестоимости? Ведь счетчик – это то, что идет в кассу. А фунты, которые даются сверху счетчика, – приятные чаевые для таксиста, гарантирующие вам беспроблемное передвижение.

Правило 2. Смотри в оба

И еще один момент. Такси бывают двух видов: арендованные и в собственности. В личном транспорте обычно все прибрано и красиво. Водитель-собственник бережет своего «железного кормильца» как зеницу ока. Ездит хоть и быстро, но аккуратно. В арендованном такси водитель особо не заботится о внутреннем убранстве салона и его комфортабельности, а гоняет, обычно не задумываясь о последствиях.

Поэтому всегда обращайте внимание на таксиста, сам автомобиль и предложите адекватную сумму за поездку. В этом случае, как показывает практика, достаточно комфортная поездка в известных всему миру хургадинских «сумасшедших» такси вам обеспечена.

Такси ловила Ольга РОМАНОВА.

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

СЛУШАЕТСЯ СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО…

Как браки и разводы между иностранкой и египтянином регулируются законодательством Египта

Специально для «МК в Египте» известный юрист Хургады, член Объединения арабских адвокатов мистер Махмуд ЭЛЬ-БЕДАХИ отвечает на вопросы читателей газеты, касающиеся семейного права.– Мистер Махмуд, к нам в редакцию пришло много писем с просьбой рассказать, что такое ОРФИ-контракт. Вы могли бы пояснить, имеет ли он юридическую силу?

 – Так называемый ОРФИ-контракт, или соглашение о заключении неофициального брака на территории Египта, – это ничего не значащая бумага, которая не дает никаких прав до тех пор, пока не произойдет ее легализация в суде, то есть подтверждение законности данного договора между мужем и женой. Для этого судья должен рассмотреть документы, предоставленные обеими сторонами, о возможности вступления в брак и на их основании вынести решение о заключении брака. Так что без легализации ОРФИ не имеет юридической силы; его не признают ни в судебных, ни в государственных инстанциях.

Кроме того, стоит обратить внимание на такой момент: дети от неофициального брака сталкиваются со многими проблемами, в том числе и при установлении отцовства. А если муж оставил жену без развода, то она не может снова выйти замуж. Также закон не рассматривает дела по подтверждению данного брака, требования по содержанию и наследству, если одна из сторон отрицает его.

К сожалению, сейчас не редки случаи, когда девушкам из числа иностранок, не имеющим представления о местном семейном законодательстве, предлагаются липовые ОРФИ-контракты, купленные у какого-нибудь нерадивого адвоката. Как правило, это делается для того, чтобы незаконно извлечь личную выгоду.

Помните: настоящий ОРФИ-контракт заключается в присутствии адвоката и двух свидетелей. И если вы хотите, чтобы в дальнейшем этот документ имел юридический вес, следует его официально легализовать.

 Некоторых наших читательниц интересует также такой момент: если иностранка вступает в брак с гражданином Египта, она получает те же права, что и египетская жена?

Если иностранка выходит замуж официально, то она имеет те же права, что и египтянка. По египетскому законодательству официальный брак признается обществом и гарантирует жене права и честь. Поэтому ошибочно думать, что, раз вы не гражданка Египта и имеете другую религию (в случае, когда муж – мусульманин, а жена – христианка), никаких прав замужество вам не дает. Любой хороший адвокат при наличии официального свидетельства о браке сможет доказать обратное и защитить вас в проблемной ситуации.

Так, например, если муж, отвоевывая свои интересы при разводе, начнет в суде ссылаться на то, что вы не мусульманка, этот аргумент ему не поможет. Ведь когда вы заключаете официальный контракт о замужестве, в нем указывается ваша религиозная принадлежность, и муж изначально в курсе, что женится на христианке.

Однако гражданство жены (иностранка она или египтянка) и, главное, религиозная принадлежность становятся актуальными в вопросах наследства. Так, в случае смерти супруга деньги и имущество могут перейти в собственность жены лишь в случае, если она одной религии с мужем.

И еще один нюанс. Разность вероисповеданий, как правило, оказывается краеугольным камнем в случае, если отец захочет оформить опекунство над ребенком на себя. Но чтобы сделать это, ему нужно доказать, что бывшая жена (христианка) хочет обратить ребенка (мусульманина) в свою веру. Например, ходит с ним в церковь, осуществляет христианские обряды и прочее.

 – А каким образом юридически можно инициировать бракоразводный процесс в Египте?

– По новому законодательству у женщины есть возможность получить развод двумя способами. Первый – по причине нанесения вреда со стороны супруга, а также если муж постоянно отсутствует дома и материально не содержит семью. При этом жене необходимо доказать наличие данных обстоятельств и фактов в их супружеской жизни. Окончательное решение суда по делу о разводе в настоящее время можно получить максимум в течение двух лет – вместо пяти (а то и десяти), как это было раньше.

Второй способ – развод «Холаа». По закону супруга имеет право возбудить дело в суде и заявить о том, что она далее не может состоять в браке и готова вернуть оплаченную часть выкупа, а также отказаться от его оставшейся части и содержания. В течение трех месяцев с момента начала судебного разбирательства (это время дается, чтобы убедиться, что жена сознательно, а не под влиянием эмоций приняла данное решение) судья должен предложить вариант примирения. Но если и после этого супруга настаивает на разводе, то выносится окончательное решение по бракоразводному процессу.

Если инициатором развода выступил муж, по закону он обязан обеспечить жену и детей жилплощадью, а также содержать их финансово, выплачивая алименты.

 – И наконец, самый болезненный вопрос для всех женщин: с кем останутся дети от смешанного брака после развода родителей?

– Так уж сложилось, но почему-то женщины-иностранки уверены в том, что в Египте распространена практика, когда детей забирают отцы. Это не так. Согласно статье 20 закона № 25 от 1929 года, дополненного законом № 100 от 1985 года, сын остается с матерью до достижения 10 лет, дочка – до 12 лет. Судья может продлить этот срок до 15 лет для мальчиков и до замужества для девочек, если это необходимо для их благосостояния. Однако есть одно условие: бывшая жена при этом должна жить и воспитывать детей на территории Египта, а также разрешать им видеться с отцом. Выехать за пределы страны с ребенком экс-супруга может, только если на это есть письменное согласие ее бывшего мужа.  

Сейчас много случаев, когда детей без разрешения вывозят из страны. И, к сожалению, на сегодняшний день между Россией и Египтом нет соглашения, регулирующего данную ситуацию. Поэтому этот вопрос пока остается открытым. В любом случае стоит помнить, что, если ваш брак с египтянином оформлен официально, вы обладаете всеми правами законной жены, а значит, можете цивилизованно и юридически грамотно оформить все отношения, в том числе бракоразводные. И, что называется, полюбовно решить дальнейшую судьбу ваших общих детей. Ведь что бы ни случилось между супругами, ребенку в итоге нужны как мама, так и папа.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО… 

 …ТЕПЕРЬ ИНОСТРАНЕЦ МОЖЕТ ПРОДАТЬ НЕДВИЖИМОСТЬ ТОЛЬКО ЕГИПТЯНИНУ?

 – Слышала, что появился новый закон, регламентирующий право иностранных граждан совершать сделки с недвижимостью в Египте только с египтянами. Иными словами, иностранец иностранцу больше продать частную собственность не может. Правда ли это?

Татьяна З., 37 лет, Хургада

Махмуд ЭЛЬ-БЕДАХИ: Это неправда. Буквально два дня назад я оформлял у нотариуса бумаги по продаже квартиры одного иностранного гражданина другому. Никаких проблем с данной сделкой не возникло. К слову, когда появляется новый закон, в обязательном порядке о нем оповещают всех нотариусов, государственных служащих и адвокатов. Поскольку на сегодня данной информацией мы не располагаем, слухи, которые дошли до вас, неверны.

ВНИМАНИЕ! Уважаемые читатели, если у вас есть вопросы к адвокату мистеру Махмуду ЭЛЬ-БЕДАХИ, касающиеся египетского законодательства, отправляйте их по электронному адресу advokatmkegypt@gmail.ru. Ответы на ваши письма будут опубликованы в ближайших номерах «МК в Египте» в рубрике «Консультация».

Рубрику подготовили

Ольга РОМАНОВА и Рами ЭЛЬ-КАЛЬЮБИ. 

 

 

НА ОБОЧИНЕ

УВИДЕТЬ АНТОНИЯ – И УМЕРЕТЬ

Сегодня вместе с Владимиром БЕЛЯКОВЫМ вы побываете в старейшей в мире христианской обители

Конференция в Хелуанском университете, посвященная культурному наследию Египта, подошла к концу. Вместе с группой российских коллег я сидел в холле актового зала, потягивая кофе. Обсуждали важный вопрос: как получше использовать два дня, оставшихся до отлета в Москву. «Эх, увидеть бы монастырь Святого Антония – и можно умирать, – сказала пожилая женщина-профессор, специалист по искусству египетских христиан-коптов. – Я читала, что в ходе реставрации там расчищены необычные фрески!»

Коптский монастырь Св. Антония, старейшая в мире христианская обитель, расположен в Восточной пустыне, почти за 300 км от Каира. Добраться туда на машине не представляет труда: от шоссе Заафарана – Бени-Суэйф до монастыря не так давно проложили асфальт. Только вот где взять машину? Организаторы конференции такую роскошь, как обеспечить нас транспортом на столь дальнюю поездку, позволить себе не могли. И тут я вспомнил, что среди моих каирских знакомых есть хозяин крупной туристической компании, христианин-копт. Позвонил ему, объяснил ситуацию и попросил помочь. «Куда и когда подать машину?» – только и спросил он.

Рано утром следующего дня к профессорскому общежитию Хелуанского университета подкатил микробас. Мы уселись поудобнее и отправились в путь. Сначала на восток, до Айн Сухны, а затем свернули на юг и поехали вдоль Суэцкого залива в сторону Хургады до Заафараны. Ну а пока мы едем, расскажу о том, чем прославился человек, чье имя носит монастырь.

«Отец монашества»

Антоний Великий родился в 251 году недалеко от Бени-Суэйфа, в семье состоятельных христиан. Родители его умерли, когда юноше исполнилось 18 лет. И вскоре, повинуясь божественному видению, Антоний раздал свое имущество беднякам и удалился в пустыню.

Поначалу Антоний жил в пещере на берегу Нила. 20 лет провел он в полном одиночестве. Лишь дважды в год отшельнику приносили припасы. Со временем о нем пошла молва, люди стали стекаться к пещере. Тогда Антоний перебрался на другой берег, подальше от жилья. Но и там от гостей не было отбоя. Антоний был не только проповедником, но и занимался врачеванием, и люди из ближайших селений приходили к нему за исцелением и духовным, и физическим. Некоторые из них решили поселиться рядом с отшельником. Тот не возражал. Так к началу IV века сложилась первая христианская монашеская община. В 312 году она переместилась далеко в пустыню – туда, где и стоит ныне монастырь.

Пустыня, по определению – непригодное для жизни человека место. И все же в ней попадаются малюсенькие островки, на которых человек может выжить – возле бьющих из-под скал источников. Возле двух таких источников и остановились Антоний и его сподвижники. Одни построили себе хижины, другие поселились в пещерах. Антоний выбрал пещеру – в стороне от источников и выше их. Сейчас туда ведет лестница из 1150 ступеней.

Антоний вел аскетический, праведный образ жизни. Его девизом было: «Молитва и труд». «Отец монашества», как нередко называют Антония, скончался 30 января 356 года на 105-м году жизни. Похоронили его в часовне неподалеку от источников. А последователи Антония продолжали и дальше жить там вместе – и живут до сих пор.

Островок жизни посреди пустыни

Когда мы подъехали к внутренней стене монастыря, то его массивная дверь оказалась закрыта. Оглядевшись, мы обнаружили веревку от высоко подвешенного на стене колокольчика. Позвонили. Минут через пять скрипнул засов, дверь медленно отворилась. Бородатый монах в длинной черной рубахе с кожаным поясом и черной шапочке с 12-ю желтыми крестами вышел наружу. Узнав, что мы русские, одобрительно закивал головой. Представился: отец Антоний Рувайс.

В монастыре семь церквей. Старейшая из них построена на месте захоронения Антония. Мы вошли туда, предварительно, как в мечети, сняв обувь. Отец Рувайс включил неяркий свет. Со стен смотрели на нас лики святых. Такой эту церковь я еще не видел. Раньше стены были закопченными, ибо в XV веке служители монастыря восстали, перебили монахов и устроили в церкви кухню. Теперь фрески XIII века расчищены. Их-то и начали внимательно изучать мои спутники.

Прах Св. Антония покоится справа от алтаря. В засыпанной песком нише горели свечи. Алтарь тройной. Средняя его часть посвящена Св. Антонию, левая – Св. Марку Евангелисту, которого копты считают своим первым патриархом (он проповедовал в Александрии и был убит там в 69 году), а правая – Св. Афанасию, двадцатому патриарху Александрийскому, сподвижнику и биографу Антония.

Свет погас. Мы вышли на улицу, обулись. Прямо на нас смотрела мощная башня-форт. На уровне высокого второго этажа из соседнего здания в башню перекинут легкий деревянный мостик. Подобные сооружения – обязательная часть каждого старинного коптского монастыря. Поначалу стенами их не обносили. В случае опасности монахи прятались в башне, а мостик поднимали с помощью лебедки. На первом этаже размещаются кельи и кладовые, в некоторых монастырях – колодцы, а здесь – цистерны, куда вода поступает по потайным трубам из монастырского источника, дающего 100 кубометров живительной влаги в сутки. На втором этаже расположены часовни. В таких башнях, как эта (она построена в 537 году), монахи могли выдержать многодневную осаду.

Монастырь – хранитель не только древних икон и манускриптов, но и предметов быта. Рувайс показал нам мельницу IX века из оливкового дерева, приводимую в движение осликом, старинный масляный пресс. По его словам, он помнит и мельницу, и пресс в деле. Я открыл деревянную пробку стоявшего рядом с прессом большого глиняного кувшина. От нее еще пахло оливковым маслом.

На этом наша короткая экскурсия по монастырю закончилась. Рувайс пригласил нас на скромную трапезу. «Приезжайте еще!» – сказал он. Я пообещал, хотя бывал в монастыре уже не раз. Ибо вновь почувствовал какую-то особую притягательную силу этого малюсенького островка жизни посреди пустыни – силу человеческого духа, вдохновленного не мирскими страстями, но великой верой, пронесенной сквозь века.

Фото автора.

 

 

НА ПРИЕМЕ У КОНСУЛА

Старший советник, заведующий консульским отделом Посольства РФ в АРЕ Шамиль Джасимович УТОЕВ отвечает на вопросы читателей «МК в Египте».

ПОСТАНОВКА НА КОНСУЛЬСКИЙ УЧЕТ

– Недавно приехала в Египет и решила остаться здесь жить и работать. Слышала, что в нашем консульстве можно встать на учет. Расскажите, пожалуйста, как зарегистрироваться, сколько стоит данная услуга и что это дает?

Ольга Т., 25 лет (Шарм-эль-Шейх)

– Я поддерживаю желание Ольги Т. из Шарм-эль-Шейха встать на консульский учет, тем более если она приняла решение остаться в Шарм-эль-Шейхе на продолжительный период. Для этого ей необходимо прийти в консульский отдел, заполнить регистрационную карточку и предоставить фотографию. В этом случае мы будем располагать необходимыми данными о гражданке. И если с ней, не дай Бог, произойдут какие-либо непредвиденные обстоятельства, то ей будет оказано оперативное консульское содействие и помощь. Данная услуга абсолютно бесплатная.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ УТЕРЯННОГО ПАСПОРТА

– Живу давно в Хургаде. На днях со мной произошел неприятный инцидент – выходя из такси, я оставил сумку с паспортом, поиски не увенчались успехом. Подскажите, как восстановить паспорт, сколько стоит такая услуга и что для этого требуется?

Михаил А., 38 лет (Хургада)

– В случае потери или кражи загранпаспорта в Египте вам необходимо сразу же обратиться в ближайший полицейский участок и сделать соответствующее заявление. Там вам оформят полицейский протокол, который вы должны лично представить в консульский отдел. Если вы находитесь в Египте на законных основаниях (при наличии резидентской визы: по замужеству, рабочая, бизнес, на проживание), у вас примут документы на оформление нового загранпаспорта. В этом случае консульский сбор за выдачу загранпаспорта составит: для взрослого – 285 египетских фунтов, для ребенка – 225 египетских фунтов. Если же вы турист, находящийся на отдыхе, или у вас нет резидентской визы, то вам будет выдано свидетельство на возвращение в Россию. Данный документ вы получаете в консульском отделе бесплатно.

СПРАВКА ДЛЯ БУХГАЛТЕРИИ ЖЭКА

– Я живу уже 2 года в Египте. Недавно была дома, в России, и узнала, что можно снизить квартплату, так как я временно не проживаю по месту регистрации, взяв справку для бухгалтерии ЖЭКа в нашем консульстве. Расскажите, пожалуйста, сколько стоит такая справка, нужно ли лично приезжать в консульство и какие документы необходимы для ее оформления?

Татьяна В., 30 лет (Хургада)

– Если вы находитесь в Египте продолжительное время, живете и работаете здесь на законных основаниях, вам необходимо лично явиться в консульский отдел, имея на руках загранпаспорт. Вам может быть выдана справка для бухгалтерии ЖЭКа с момента приезда в страну до обращения в консульский отдел. Такая справка стоит 85 египетских фунтов.

ВНИМАНИЕ!

Уважаемые читатели!

Если вы хотите задать вопросы заведующему консульским отделом Посольства РФ в АРЕ Шамилю Джасимовичу Утоеву, отправляйте ваши письма на электронный адрес konsulegypt@gmail.com. Ответы на них мы будем публиковать на страницах нашей газеты в рубрике «На приеме у консула».

Фото: Рами ЭЛЬ-КАЛЬЮБИ.

 

 

РАЗГОВОРНИК

Урок арабского языка № 1

ПРИВЕТСТВИЕ

В любое время суток

Салям алЕйкум – Мир вам

АлЕйкум эссалЯм – Вам мир (ответ)

Утром

СабАх эль хир – Доброе утро

СабАх эль нур – Светлое утро (ответ)

СабАх эль фуль – Светлое утро (ответ)

Вечером

МасЭ иль хир – Добрый вечер

МасЭ иль нур – Светлой (доброй) ночи (ответ)

МасЭ иль фуль – Светлой (доброй) ночи (ответ)

Тэс бах аАля хир – Спокойной ночи (м/р)

Тэс бахи аАля хир – Спокойной ночи (ж/р)

Тэс баху аАля хир – Спокойной ночи (мн. число)

 

ПРИВЕТСТВЕННОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Вариант № 1

И зАяк? – Как ты? (м/р)

И зАек? – Как ты? (ж/р)

И заЁку? – Как вы? (мн. число)

Вариант № 2

АЭлмель э? – Как дела? (м/р)

Амлья э? – Как дела? (ж/р)

АмлИн э? – Как дела? (мн. число)

Вариант № 3

АхбарАк э? – Какие новости? (м/р)

АхбАрек э? – Какие новости (ж/р)

АхбАрку э? – Какие новости (мн. число)

 

ОТВЕТ НА ПРИВЕТСТВИЕ

В начале каждого ответа на приветствие

Эль хамдулилЕ – Слава богу

Вариант № 1

КваЕс – Хорошо (м/р)

КваЕса – Хорошо (ж/р)

Кваесин – Хорошо (мн. число)

Вариант № 2

КОллю тамЭм – Все в порядке

КОллю мэя мэя – Все хорошо на 100%

КОллю зАэль фуль – Все отлично

МАшья эль хамдулилЕ айшИн – Все потихоньку

Нос нос – Так себе

Мешь Авьи – Не очень

Рубрику подготовили преподаватель

центра «Специалист« Амр ИССА

и Юлия ШЕВЕЛЬ.

 

 

ЗАПИСКИ РЕЗИДЕНТА

Авторская страница мадам Сары АЛАКИМ

РУССКОЕ «ИЗВИНИТЕ», или Со своим уставом в чужой монастырь не ходят

На днях в одном из отелей Хургады произошел нелицеприятный случай. О нем мне при встрече в местном кафе поведала подруга, работающая с туристами в данной гостинице 

Дело было так… Вновь прибывшая группа русских туристов (правда, из какого города – подруга не уточнила – Авт.) начала обживаться и осматривать окрестности отеля. А гостиница, прямо скажем, из лучших – пусть и четыре звезды, но фору даст многим «пятеркам». Так вот, туристы, довольные и счастливые тем, что выбрались в отпуск, вышли на пляж. Оглядели все вокруг и направились на станцию виндсерфинга.

– Эй, почем тут стоит покататься? – с места в карьер начали гости из России.

– 20 долларов. Но почему бы нам не начать разговор со слов: «Здравствуйте! Скажите, пожалуйста…», – добродушно улыбнулся им египтянин-серфингист.

Но мирного диалога не получилось, русские распалились до того, что начали выкрикивать бранные слова.

– Какие еще «здравствуйте» и «пожалуйста» уместны в общении с этими египтянами! – недоумевали туристы.

Тут, согласитесь, у любого придет конец терпению. Но ребята-серфингисты сдержались: туристы всякие встречаются, надо быть лояльными. Работа такая.

Но неприветливые отдыхающие и не думали успокаиваться.

– Эй, вы, дурацкие арабы-мусульмане, вы для нас работаете, мы вас кормим! Шевелитесь быстрее, нечего разглагольствовать! – нагло бросила египтянам в лицо одна из дам. Ей тут же вторили мужчины-соотечественники, брезгливо рассматривая серфингистов.

Что и говорить, началась потасовка. Сотрудники гостиницы и охрана оперативно вмешались в ситуацию, физически никто не пострадал.

В кабинете у отельного менеджера пытались разобраться в причинах инцидента, но русские туристы вновь стали ругать почем свет стоит национальность и религиозную принадлежность жителей страны, куда они приехали отдыхать.

Руководство отеля, опешив от такой наглости и хамства, вызвало туристическую полицию, чтобы поставить недружелюбных гостей на место. Тем более в Египте есть такая практика: если приезжие оскорбляют честь и достоинство его жителей, их тут же депортируют и ставят в black list (черный список), чтобы в будущем не пускать провинившихся на территорию страны во избежание новых провокаций. Наших невоспитанных туристов, лишь вчера прибывших на отдых в Хургаду, ждала та же участь. Ситуацию спасло лишь то, что они вдруг опомнились. Решили признать свою ошибку, принесли извинения, в том числе в письменном виде: «Я, Васильева Марина Александровна, не имею претензий к отелю и уже не хочу заниматься виндсерфингом. Все хорошие, никто никого не обидел – ни я, ни меня». И в дальнейшем, по словам подруги, группа возмутителей спокойствия вела себя прилично.

Мораль сей истории такова: со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Прилетели в Египет – ведите себя прилично. Уважайте традиции, образ жизни и население другой страны. Люди, которые здесь живут, ценят и любят то, что имеют. Не бывает нации, которая лучше или хуже. Все разные. И у каждого есть свои плюсы. Египтяне славятся своим гостеприимством, а Страна пирамид – Красным морем, солнцем и многочисленными достопримечательностями. Мы летим сюда, чтобы увидеть и насладиться этим. Значит, надо быть благодарными, а не показывать свое предвзятое отношение. Что-то не нравится – есть другие курорты и страны. Летите туда.

Если стереотипы мешают вам спокойно относиться к цвету кожи и религиозной принадлежности, отличных от ваших, вспомните о таком понятии, как «толерантность» (лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. А тем, кому понятие «толерантность» еще не знакомо, рекомендуем изучить перед вылетом за границу соответствующую литературу и сделать правильные выводы. Чтобы не быть депортированными и не испортить отдых себе и настроение другим людям. 

Вам также может понравиться: