В новой рубрике наш постоянный автор доктор исторических наук Владимир Беляков рассказывает о том, что увидели в Египте наши соотечественники, побывавшие в этой стране несколько веков назад.
На фото: Возле Неопалимой купины.Фото автора.
«Я знак бессмертия себе воздвигнул превыше пирамид и крепче меди», – написал в 1743 году М.В. Ломоносов. В других своих одах он без объяснения упоминал Каир, «мемфийских монархов», то есть фараонов эпохи Древнего царства, столица которых находилась в Мемфисе. Как видим, просвещённая российская публика уже в середине XVIII века имела неплохое представление о Египте. Как же оно формировалось?
В первую очередь – благодаря запискам русских путешественников, побывавших в стране на Ниле. Этот литературный жанр известен как «хожение».
Веками главным побудительным мотивом посещения Египта для россиян было вовсе не желание посмотреть его архитектурные памятники или торговый интерес. Их вело стремление поклониться святым для христиан местам Синая – Неопалимой купине, в пламени которой Бог впервые явился Моисею, и горе Синайской, на вершине которой Господь вручил Моисею каменные скрижали веры со знаменитыми десятью заповедями. Хранителями святынь были (и остаются) насельники построенного в середине VI века православного монастыря Св. Екатерины. О религиозном значении Синая наши соотечественники узнали, вероятнее всего, от византийских священников уже вскоре после крещения Руси в 988 году.
В 1001 году, согласно Никоновской летописи, князь Владимир отправил первых послов в Египет. «В лето 6509… послал Владимир гостей своих, в качестве послов, в Рим, а других в Иерусалим, и в Египет и в Вавилон (христианский Старый Каир), увидеть земли и обычаи их». Впрочем, из летописи не ясно, добрались ли послы до мест назначения, а если добрались, то что они там увидели и вернулись ли благополучно на родину. Зато из географии посольств очевидно, что послы были отправлены по церковным делам. Ни торговые, ни тем более политические интересы не могли в ту пору оправдать снаряжение посольств в столь дальние от Руси края.
Наиболее раннее из известных ныне письменных упоминаний о паломничестве на Синай относится примерно к 1370 году. Его автор – архимандрит смоленской Аврамьевской обители Агрефений. Записки этого паломника весьма скупы, в них нет описания святых мест Синая – только расстояние до них от Палестины. «…От Газы до Египта (Каира) 12 дней, от Египта до Александрии 6 дней, а до Синайской горы 15 дней. От Газы до Синайской горы 15 дней; дотоле ходят православные христиане, а далее ходу нет христианам православным».
Из краткого текста неясно, побывал ли сам Агрефений на Синае. Не исключено, что он почерпнул эту информацию в Палестине. Но по крайней мере смоленский архимандрит говорит о посещении Синая православными паломниками как о чём-то вполне обычном. Это даёт основание предполагать, что русские паломники «ходили» на Синай задолго до появления записок Агрефения.
В пользу такого предположения можно выдвинуть и следующий аргумент. Известно, что первые паломники из Руси побывали в Палестине ещё в XI веке. «…Мы знаем по иным современным и не менее достоверным свидетельствам, что россияне в XI веке часто давали небу обет видеть её (Палестины) места святые», – отмечал ещё Н.М. Карамзин. Из «Жития преподобного Феодосия», изданного в 1856 году, известно, что «в 1022 году Феодосий Печерский встретил в Курске странников, идущих из «святых мест», и намеревался сам посетить Палестину». Трудно себе представить, что, совершив столь долгий и опасный путь в Святую землю, никто из русских паломников XI века не добрался затем и до не столь отдалённого от неё Синая.
Но главный аргумент в пользу того, что наши соотечественники побывали на Синае значительно раньше 1370 года, – наличие в библиотеке монастыря Св. Екатерины двух древних манускриптов, принесённых из Руси. Первый из них – рукописная Псалтырь конца XI – начала XII века. Правда, она могла быть принесена на Синай и несколько позже, но явно не намного.
Второй манускрипт обнаружил в 1995 году отечественный исследователь Я.Н. Щапов. Знакомясь в библиотеке синайской обители с рукописью конца XII века Sin.Slav.39, которую считали сербской, он пришёл к выводу, что эта рукопись – Апостол-апракос с Месяцесловом – является древнерусской. На полях листов есть приписки имён. «Несомненно, именно из-за этих имён, для их поминания в святом Синайском монастыре, сама книга была привезена из Руси на Синай, – отмечал Я.Н. Щапов, – причём это должен был сделать кто-то из членов этого рода, уже после смерти самого вкладчика, вероятно, в XIII в.».
Добираясь до Синая, даже из Палестины, русские паломники обязаны были побывать в Каире, чтобы в расположенном там подворье Синайской обители получить письменное разрешение на её посещение. Без такого разрешения вплоть до конца XIX века попасть в монастырь было невозможно. Поэтому все хожения на Синай содержат и сведения о самом Египте, причём зачастую это не собственные наблюдения, а пересказ сведений, полученных от греческих православных священников. Нередко они выглядят недостоверно, ибо, вероятно, были сообщены визитёрам, что называется, «для красного словца». Возможно, и сами авторы хожений временами приукрашивали увиденное, чтобы посильнее удивить соотечественников.
Осматривая Каир и другие египетские города, паломники обращали внимание в первую очередь на христианские памятники и святыни, обильно вставляя в свои описания библейские сюжеты. Эти описания выглядят наиболее правдоподобно, поскольку практически все упоминаемые объекты сохранились до наших дней.
Но, конечно, наши соотечественники не ограничивались лишь этим. Для русского человека в Египте очень много диковинного – природа, климат, животный мир, особенности земледелия, образ жизни, не говоря уже о памятниках архитектуры. Все эти темы так или иначе затрагиваются в записках паломников. Тексты хожений многократно копировались и расходились по библиотекам монастырей и знатных особ. С середины XIX века их начали собирать и публиковать в научных изданиях.
Ну а первые записки о Египте оставил побывавший там в 1461-1462 годах уроженец Смоленска (или Полоцка) инок Варсонофий. О них – в следующем номере газеты.
«МК в Египте», № 21(075), 11 – 24 ноября 2012 года.