Среди наших соотечественников, время от времени посещавших Египет, были не только православные паломники, отправлявшиеся на Восток по зову сердца. Посещали страну на Ниле и послы по церковным делам. Задания им русские цари давали разные. Чаще всего – доставить единоверцам пожертвования да помолиться у святых мест от имени самодержцев.
На фото: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», И. Репин.
Трижды отправлял послов в Египет царь Иван Грозный. Первый раз – в 1558 году. Поводом послужил приезд в Москву за милостыней (пожертвованиями) из Египта старцев Иосифа и Малахии. Они передали царю письмо, подписанное патриархом Александрийским Иоакимом и архиепископом Синайским Макарием. Иерархи жаловались Ивану Грозному на то, что «всё обветшало и к концу приходит, и боимся, чтобы сей преславный и великий дом Божий (Синайская обитель) не опустел совершенно».
Царь мог бы просто одарить просителей и расстаться с ними, но решил отправить милостыню в Египет со своими людьми во главе с купцом Василием Позняковым. Патриарху же Александрийскому он послал в ответ следующее письмо: «Ныне же в дар твоему сиятельству посылаю тебе рухляди (утвари) на 1000 золотых угорских да шубу под бархатом на соболях, а прошения твоего ради Синайской горы архиепископу и всем инокам на строение монастырское послал рухляди на 1000 золотых. И ты бы, отче, сам и во всём своё архиерействе и в Синайской горе велел молить Бога и Пречистую его Матерь и всех святых о нашем здравии и сохранении, и о моей царице Анастасии и о наших детях царевичах Иване и Фёдоре». Словом, милостыня направлялась во здравие самого царя и его семьи.
По возвращении на родину Василий Позняков описал своё путешествие, правда, не очень подробно. Из увиденного в Египте он остановился только на христианских памятниках. «В Старом Каире есть большая церковь святого Страстотерпца Георгия и женский монастырь, – писал Позняков. – В этой церкви на левой стороне, на стене, написан образ Георгия Страстотерпца, он за медной решёткой. Рядом с этим образом происходят многие чудеса и исцеления. Он исцеляет турок, арабов и латинян: не только одних христиан (православных), но всех, без выбора».
Православная церковь Св. Георгия в Старом Каире, согласно греческим источникам, впервые упоминается ещё в 530 году, когда Египет входил в состав Византийской империи. Она была устроена в одной из круглых башен форта Вавилон, построенного при римском императоре Траяне во II веке. В 1904 году пожар уничтожил церковь, но пять лет спустя она была восстановлена. Сейчас в церкви идёт капитальный ремонт: она пострадала от мощного землетрясения 1992 года.
Позняков упоминает образ Св. Георгия, написанный на стене. По-видимому, это всё-таки была икона, а не фреска, поскольку находилась «за медной решёткой». Ныне внутри церкви, слева от входа, стоит павильон, а в нём – икона Св. Георгия в серебряном окладе со стеклянной крышкой. Греческий епископ Вавилона утверждает, что иконе столько лет, сколько самой церкви. Впрочем, по мнению специалистов, металлические оклады на иконах появились только в XII веке. Икона считается чудотворной. Во время пожара 1904 года её успели вынести. Верующие кладут к ней записки и мелкие монетки. Возможно, это та самая икона, что видел когда-то Позняков.
Женский монастырь, здание которого примыкает к церкви Св. Георгия, был частью православного комплекса, куда входили ещё религиозная школа, больница, богадельня и кладбище. Он существовал до конца 1950-х годов. Сейчас в этом здании расположена резиденция епископа Вавилона.
«Там есть и другая церковь – Пречистой Богородицы, – продолжал свой рассказ Василий Позняков. – Были также в Старом Каире христианские церкви святых мучеников Сергия и Вакха, церковь Успения Пресвятой Богородицы и церковь святой мученицы Христовой Варвары; а теперь теми церквями владеют еретики копты». Для православного посланца Москвы копты, египетские христиане монофизитского толка, отколовшиеся от византийской церкви в 451 году, были, конечно, еретиками. О них Позняков пишет так: «В церквях у коптов есть образы и алтарь; крещения у них нет, они обрезаются по старому закону». Насчёт крещения автор не прав: копты крестят детей в возрасте до шести недель, окуная их три раза в купель с освящённой водой. Обрезание же совершается младенцам непосредственно перед крещением.
«Старый Каир теперь пуст, не много в нём живёт старых египтян и цыган; турки и христиане в нём не живут, – писал далее Василий Позняков. – В нём была каменная крепость (форт Вавилон), но она разрушилась, уцелели только одни ворота. В эти ворота въезжала Святая Богородица с Христом и Иосифом из Иерусалима». Согласно коптской традиции, Святое семейство останавливалось в Старом Каире на обратном пути из Египта в Палестину, в гроте, над которым позже построили церковь Сергия и Вакха. Это место стало объектом паломничества, но Позняков о нём ничего не пишет.
Из Старого Каира Василий Позняков отправился вместе с патриархом Александрийским Иоакимом в монастырь Святого Арсения. По словам автора, до него семь вёрст. «Монастырь стоит на высокой каменной горе; и в этой горе есть каменные пещеры, где жили старцы отшельники», – писал Позняков. Речь определённо идёт о горе Мукаттам, ограничивающей долину Нила с востока. «Монастырь был очень красив, в нём были хорошие высокие кельи в каменных стенах, а теперь он пустует из-за нашествия арабов», – говорится в хожении. До наших дней монастырь не сохранился, где он находился – неизвестно.
Второй раз Иван Грозный отправлял в 1571 году с купцом Семёном Борзуновым милостыню на Синай на помин души своей первой жены, Анастасии, и брата Георгия. Но записок об этом путешествии Борзунов не оставил.
А вот третье посольство Ивана Грозного на Синай 1582 года во главе с Трифоном Коробейниковым (оно доставило милостыню по убиенному царём в приступе гнева сыну Ивану) своё путешествие описало. Правда, это описание почти слово в слово повторяет текст хожения Василия Познякова. Причём интересно, что хожение именно Трифона Коробейникова, а не Василия Познякова, стало на Руси чрезвычайно популярным. Оно известно почти в 400 списках, а в 1782 году было издано отдельной книгой и многократно переиздавалось. Я знакомился с ним по 5-му изданию 1846 года. Почему так случилось, исследователи объяснить не могут. Возможно, что за четверть века, разделяющие хожения Василия Познякова и Трифона Коробейникова, интерес русских людей к святым местам Востока резко возрос.
«МК в Египте», № 24(078), 26 декабря 2012 года – 12 января 2013 года.