126 лет назад, 15 апреля 1886 года, родился замечательный русский поэт Николай Гумилев. Любитель странствий, он четыре раза был в Египте, и это нашло отражение в творчестве поэта.
Гумилев был человеком динамичным, непоседливым. Он много путешествовал, «чтобы в новой обстановке найти новые слова». Но тянуло его всё больше в Африку. «Ты можешь выбирать между Невой и Нилом», – размышлял поэт в стихотворении «Разговор», представляющем воображаемую беседу со своим внутренним голосом. И надо сказать, что голос звал его всё же к Нилу, а не к Неве.
Впрочем, «к берегам священным Нила» тянуло не одного Гумилева. Египет в ту пору был в России столь же популярен, как и сейчас – с поправкой на возможности транспорта и кошельков. Ну а если говорить об известных литераторах, то почти все они побывали в Стране фараонов. Вячеслав Иванов, Иван Бунин, Викентий Вересаев, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Леся Украинка… Перечень можно было бы продолжить. Причем Египет в той или иной степени вошел в творчество каждого из них.
Первый раз Гумилев побывал в Каире в октябре 1908 года. Об этой поездке он вспоминал в стихотворении «Эзбекие»:
Как странно – ровно десять лет прошло
С тех пор, как я увидел Эзбекие,
Большой каирский сад, луною полной
Торжественно в тот вечер освещенный.
Я женщиною был тогда измучен…
Измучен Гумилев был тогда юной Анной Горенко, известной нам всем как Анна Ахматова. 25 апреля 1910 года они венчались. Супружеская жизнь, однако, не задалась, и вскоре брак распался. Но он дал России известного историка – родившегося в 1911 году Льва Гумилева.
«О смерти я тогда молился богу / И сам ее приблизить был готов», – писал Гумилев в стихотворении «Эзбекие». Однако магия ночного каирского сада излечила поэта, о чем он вспоминал с благодарностью.
Гумилев еще трижды побывал в Египте – в декабре 1909 года, в октябре 1910-го и в июне 1911-го, делом подтверждая строки из собственного стихотворения «Египет»:
Здесь недаром страна сотворила
Поговорку, прошедшую мир:
«Кто испробовал воду из Нила,
Будет вечно стремиться в Каир».
Правда, все эти три раза поэт приезжал в Египет не специально, а останавливался там на пути к захватившей его воображение Эфиопии, причем последнюю поездку он совершил по заданию Академии наук. Путь туда пролегал через Суэцкий канал, которому Гумилев посвятил отдельное стихотворение:
Стаи дней и ночей
Надо мной колдовали,
Но не знаю светлей,
Чем в Суэцком канале.
Где идут корабли
Не по морю, по лужам,
Посредине земли
Караваном верблюжьим.
И вот Суэцкий канал остался позади. Гумилев в восторге: «Здравствуй, Красное море, акулья уха…» Не правда ли, меткое сравнение? В Красном море действительно много акул, и оно действительно очень теплое. Такое мог сказать лишь настоящий поэт.
Вскоре после возвращения из последней поездки в Африку Гумилев написал одноактную пьесу в стихах «Дон Жуан в Египте». Несмотря на живые, остроумные диалоги, пьеса была поставлена всего один раз, в марте 1913 года в Петербурге, и не произвела на зрителей особого впечатления. Однако, по мнению рецензентов, дело было не в самой пьесе, а в посредственной игре актеров.
Большинство произведений Гумилева, посвященных Египту, вошло в сборник «Шатер», последний, вышедший при жизни автора. Он был напечатан в Севастополе в июне 1921 года, на плохой бумаге. Весь тираж поэт увез в Петроград. Гумилев нарисовал в своих стихах яркую, достоверную картину современного ему Египта. Он сочувствовал простым египтянам и справедливо утверждал, что главное действующее лицо египетской истории – крестьянин-феллах.
Пусть хозяева здесь – англичане,
Пьют вино и играют в футбол,
И Хедива в высоком Диване
Уж не властен святой произвол!
Пусть! Но истинный царь над страною
Не араб и не белый, а тот
Кто с сохою или с бороною
Черных буйволов в поле ведет.
Хоть ютится он в доме из ила,
Умирает, как звери в лесах,
Он любимец священного Нила
И его современник – феллах.
Для него ежегодно разливы
Этих рыжих всклокоченных вод
Затопляют богатые нивы,
Где тройную он жатву берет.
Вступление к сборнику «Шатер» заканчивается такими словами: «Дай скончаться под той сикоморою, / Где с Христом отдыхала Мария». Поэт явно имел в виду одну из христианских святынь Каира – дерево Марии в Матарии. Увы, окончил свою жизнь Гумилев совсем по-другому. В августе 1921 года он был расстрелян за участие в контрреволюционной организации, готовившей мятеж в Петрограде. Но стихи его издавались и в советское время, издаются и сейчас, и без них уже трудно представить себе русскую поэзию начала ХХ века, в которой нашлось место и Египту.
«МК в Египте», № 07(061), 8 — 21 апреля 2012 года.