Сто лет назад, в 1912 году, немецкая археологическая экспедиция во главе с Людвигом Борхардом обнаружила одно из самых замечательных произведений древнеегипетского искусства – скульптурный портрет царицы Нефертити. Вскоре, однако, скульптура покинула Египет и до сих пор не вернулась на родину.
Немецкая экспедиция работала в Телль аль-Амарне в Среднем Египте, где когда-то находилась столица фараона Эхнатона. Это место давно влекло к себе археологов. Эхнатон (он правил в 1352–1336 годах до н.э.) – одна из самых ярких и загадочных фигур Древнего Египта. Он отменил всех старых богов, кроме одного, бога солнца Атона, а затем повелел построить новую столицу – Ахетатон, куда и переехал из Фив. Это место как раз и известно ныне как Телль аль-Амарна.
Находки не обманули ожиданий Борхарда. По тогдашним правилам часть из них археологи имели право вывезти из страны. А вот что именно – должны были решить сотрудники Египетской службы древностей. Осматривал находки от ее имени известный французский египтолог Густав Лефевр. Борхард очень хотел, чтобы скульптура царицы Нефертити досталась Германии. Он показал Лефевру ее фотографию, небрежно бросив, что это «покрашенный гипсовый бюст принцессы», а затем кивнул на ящик, где лежала скульптура. Лефевр бегло осмотрел находку и разрешил включить ее в список артефактов, которые немцы могли вывезти.
В 1913 году Борхард устроил в Берлине выставку находок своей экспедиции. Бюста принцессы среди них не было. Лишь через десять лет немецкий ученый опубликовал цветное изображение бюста и признал: это Нефертити, любимая жена Эхнатона. Сам же бюст выставили в Новом музее в Берлине.
Египтяне были возмущены. Ничего подобного по красоте и изяществу не было в коллекции Египетского музея в Каире. Они сразу поняли, что Борхард обманул Лефевра. Египет обратился к Германии с требованием вернуть ему бюст Нефертити. Немцы отказались. Однако после поездки короля Фуада в Берлин в 1930 году переговоры все-таки начались. Египтяне предложили немцам в обмен на бюст несколько ценных папирусов. Возможно, сделка и состоялась бы, но наступил 1933 год, к власти в Германии пришел Гитлер. Фюрер заявил, что бюст Нефертити никогда не вернется в Египет, потому что «он в него влюблен». В ответ египтяне запретили немецким археологам вести раскопки до тех пор, пока бюст не будет возвращен. Никакого иного воздействия на фашистскую Германию они оказать, конечно, не могли.
В Архиве внешней политики Российской Федерации в Москве я обнаружил любопытный документ. Это нота Министерства иностранных дел Египта Контрольному совету в Германии от 14 апреля 1946 года. Египтяне сообщали, что, по их данным, бюст Нефертити находится в американской оккупационной зоне, близ города Висбаден, и просили вернуть его. «В настоящее время, когда Гитлер больше не существует и когда его желание не является законом, – говорится в ноте, – нет никаких препятствий тому, чтобы положить конец грабежу, основывающемуся на мошенничестве и поддерживаемому силой».
Правительство СССР, получив эту ноту, дало указание своему представителю в Контрольном совете поддержать просьбу Египта.Соответствующая резолюция есть на тексте ноты. Увы, трое других членов совета – США, Англия и Франция – не последовали нашему примеру. Сослались на то, что в Германии еще нет законной власти, вот когда она появится, перед ней и надо будет поставить этот вопрос. Но, полагаю, дело было скорее в том, что западные державы не хотели создавать прецедент. Ведь и их археологи далеко не всегда вывозили из Египта древние шедевры законным путем.
Вопрос о возвращении бюста Нефертити на родину был надолго закрыт. Но египтяне не оставляли надежду увидеть прекрасную царицу у себя дома. В «нулевые» годы, когда возле Великих пирамид Гизы началось строительство Большого Египетского музея, они стали уделять особое внимание возвращению незаконно вывезенных когда-то из страны культурно-
исторических сокровищ. По данным местных экспертов, свыше 100 тысяч древнеегипетских артефактов разбросаны по музеям разных стран. Причем далеко не все они покинули Египет легально.
В 2005 году, выступая на заседании Международной комиссии по возвращению культурного наследия в страны их происхождения, генеральный секретарь Высшего совета древностей Египта доктор Захи Хавасс заявил, что его страна намерена добиваться возвращения пяти особо важных артефактов. Бюст Нефертити – один из них. Хавасс напомнил, что конвенция ЮНЕСКО 1972 года о защите Всемирного культурного и природного наследия провозглашает: древности являются собственностью страны происхождения, и те из них, что были вывезены незаконно, подлежат возврату.
Через год Хавасс, выступая на открытии выставки затонувших египетских древностей в Берлине, в присутствии президентов Хосни Мубарака и Хорста Кёхлера потребовал вернуть похищенное сокровище. Немецкая сторона отмолчалась. А на следующий год Египет попросил власти Германии хотя бы одолжить ему бюст Нефертити на первые три месяца работы нового музея. Немцы отказались, ссылаясь на то, что переезд может повредить бюст. Тогда раздосадованные египтяне достали из архива досье с документами, из коих вытекает, что Борхард вывез бюст обманом. И вскоре получили еще одно подтверждение своей правоты.
В феврале 2009 года журнал «Шпигель» опубликовал любопытный документ из архива Германской востоковедческой ассоциации. Это записка одного из членов экспедиции Борхарда, присутствовавших при распределении находок. По его словам, Борхард очень хотел, чтобы бюст Нефертити достался Германии, и перед приходом комиссии Египетской службы древностей покрыл его гипсом.
Строительство Большого Египетского музея продолжается, хотя из-за событий последнего года и медленнее, чем планировалось. Добьются ли все-таки египтяне к его открытию возвращения на родину шедевра древнеегипетского скульптора Тутмоса, в чьей мастерской и был найден бюст прекрасной Нефертии? Очень хочется, чтобы это произошло.
«МК в Египте», № 09(063), 6 — 19 мая 2012 года.