Главная Рубрики Своими глазами № 09(087), 2013 года.

№ 09(087), 2013 года.

Наслаждение красотой

Самым известным паломником-писателем был, пожалуй, Василий Григорович-Барский. Он странствовал по святым местам Европы, Азии и Африки почти четверть века – с 1723 по 1747 год. Записки Григоровича-Барского отличаются подробностью и достоверностью, да к тому же сопровождаются рисунками автора. Впервые они были опубликованы ещё в 1778 году.

За годы странствий Григорович-Барский дважды побывал в Египте. В первый раз он ступил на египетскую землю в Абу-Кире. Было это 24 июля 1727 года. Вообще-то он плыл в Александрию, чтобы посетить православного патриарха Александрийского Козьму, но из-за шторма пришлось причалить в Абу-Кире. Там наш паломник узнал, что патриарх уехал в Каир, и решил отправиться туда. Но для этого ему нужно было сначала добраться до Рашида. Город произвёл на него благоприятное впечатление.

1.jpg

На фото: Иллюстрация «Каир». Автор: Василий ГРИГОРОВИЧ-БАРСКИЙ.

«Рашид – не крепость, обнесённая стеной, а местечко, там множество народа и зданий, как в городе, – отмечал Григорович-Барский. – Он стоит на реке Нил в двенадцати милях от морского берега, на ровном прекраснейшем месте. Там много садовых деревьев: смоковницы, персиковые и лимонные деревья, а больше всего фиников – их бесчисленное множество. Они как леса, зеленеют всё лето и зиму, потому что эти деревья никогда не сбрасывают листву. Из них арабы делают корзины, верёвки, клети и прочее для купеческих нужд. На протяжении двенадцати миль до Рашида все берега и острова Нила изобилуют финиковыми деревьями. Такая красота является человеку, что не могут насладиться его очи. Есть большая и богатая пристань, куда из Каира по реке Нилу приходят все купеческие товары, и оттуда развозятся в другие страны. По суше и по воде туда приходят торговцы из всех стран: от всей Анатолии, из Красного и Средиземного морей, из Венеции и всей Италии – и покупают там  кофе, рис, лён, финиковые плоды, различные ткани и другие дорогие вещи, приходящие из Индии».

Описал Григорович-Барский и сам город. «В Рашиде дома высокие и очень красивые, потому что в них, как во дворцах, множество маленьких и больших окон, сквозь которые дома просматриваются насквозь, как сети, и продуваются ветром со всех сторон. Все здания не каменные, а построены из кирпичей, обожжённых в печи, потому что там трудно найти камень, так как нет нигде гор, повсюду ровное поле и мягкая земля, как в российских странах. Там живут люди разных национальностей и вер: греки, римляне, армяне, копты, евреи, турки и арабы».

Из Рашида наш паломник приплыл по Нилу в Каир. Он собирался отправиться в монастырь Св. Екатерины, чтобы поклониться синайским святыням. Но оказалось, что в ближайшее время сделать это невозможно из-за конфликта монахов с бедуинами. Патриарх Козьма оставил Григоровича-Барского в своём каирском подворье в ожидании лучших времён, так что он имел возможность подробно осмотреть Каир.

svoimi glazami 2.jpg

На фото: Иллюстрация «Колодец Иосифа». Автор: Василий ГРИГОРОВИЧ-БАРСКИЙ.

Столица Египта поразила русского своими размерами. Он утверждал, что, по словам итальянцев, известных путешественников, три крупнейших города мира – Каир, Милан и Париж. «Одни дома там из природного камня, другие – из кирпича, высокие и красивые, имеющие много чердаков и окон для прохлады, потому что тепло в этом крае с трудом переносится, – отмечал Григорович-Барский. – Прекраснее всего турецкие мечети и дворцы благородных мужей: они и снаружи достаточно красивые, а внутри ещё красивее, сверху позолочены или расписаны цветами, внизу искусно украшены различным мрамором и устланы дорогими одеждами, так что некуда плюнуть. Там есть обычай заходить внутрь домов босыми ногами, потому что лестницы чисто вымыты. Широких улиц там мало, все узкие, строение домов очень тесное, у многих домов только один вход, где живут вместе пять или шесть господ с жёнами и детьми: одни внизу, а другие наверху; это по причине большого количества людей, живущих там. Народа на всех малых городских улицах так много, сколько бывает каждый день на базаре, что трудно разойтись. Не только днём, но и ночью много людей, потому что там никто в одно время никогда не засыпает: одни люди трудятся днём, другие ночью, но чаще всего они едят и пьют ночью. На улицах всю ночь горят зажжённые лампады, чтобы на узкой дороге не столкнулись люди, ходящие в ночи; кроме того, и злой человек тотчас будет опознан и пойман».

Наш паломник обратил внимание на то, что «сверху на всех египетских домах установлены, подобно печным трубам, столбы, в которые дует ветер и проходит во все комнаты здания, даже до низа, и даёт прохладу живущим. И в Каире это необходимо, потому что из-за тесных улиц и высоких зданий ветер не может дуть внутрь домов, и иначе из-за солнечного жара было бы невозможно жить народу». Такой вот своеобразный вентилятор. Я видел подобные в этнической деревне в Абу-Даби, только там ещё к столбам была привязана лёгкая материя. Развеваясь на ветру, она освежала помещение. Возможно, материя была привязана к столбам и в Каире, только автор её не заметил.

Каир, отмечал Григорович-Барский, – город торговый. Туда привозят товары из Индии – морем до Суэца, а оттуда до Каира караванами три дня пути. Вывозят же рис, пшеницу, бобы и «все съедобные товары». А к Средиземному морю торговые суда идут по Нилу.

Григорович-Барский побывал в Цитадели, где его особенно поразил колодец Иосифа. «Точно изобразить или описать, какой он есть, мне очень сложно, потому что такую вещь нигде не приходилось мне видеть, – писал он. – Этот колодец построен рассудительным умом и мудрым советом». И всё же автор и описал, и нарисовал колодец Иосифа.

Не мог обойти стороной наш паломник христианский Старый Каир, но описал его очень коротко. Оттуда он увидел пирамиды. «Среди них есть три самых высоких, и они называются фараоновыми горами». Григорович-Барский привёл размеры пирамид: высота 500 стоп (144 м), сторона основания 75 стоп (22 м.). Но если высоту он дал удивительно точно (пирамида Хеопса – 147 м, Хефрена – 136 м), то стороны основания занизил аж в 10 раз (у Хеопса – 230 м, Хефрена – 215 м). Это говорит о том, что к пирамидам он не ездил, а размеры их привёл с чужих слов.

«Напоследок узнайте же и то, – писал Григорович-Барский, – что в греческой церкви в Каире церковное богослужение ведётся на двух языках – греческом и арабском. На греческом читают иноки, а на арабском попы мирские».

Владимир БЕЛЯКОВ.

«МК в Египте», № 09(087), 5 — 18 мая 2013 года.

Вам также может понравиться: