Главная Рубрики Своими глазами № 03(081), 2013 года.

№ 03(081), 2013 года.

Остатки прежней роскоши

В 1651 году в Египте побывал Арсений Суханов. Отправил его туда, а также в Палестину, сам царь Алексей Михайлович «для осмотра и замечания церковных обрядов на Востоке». В хожении Суханова содержится немало новых данных о стране на Ниле. Это прежде всего описание Александрии, которое ранее не встречалось в записках русских паломников и путешественников.

Камень Екатерины

Арсений Суханов приплыл с Крита в Абу-Кир, а оттуда отправился на подводе в Александрию. Остановился там в греческом православном монастыре Св. Саввы. Этот монастырь возник в раннем Средневековье вокруг церкви того же имени – старейшего христианского храма

1.jpg

Александрии. Церковь была основана в 318 году, в VII веке разрушена землетрясением, отстроена заново и с тех пор сохранилась до наших дней в неизменном виде. А вот монастырские здания в середине ХХ века были отстроены заново. Длительное время монастырь Св. Саввы был резиденцией православного патриарха Александрийского.

«У монастыря Александрийского патриарха очень высокая ограда, – писал Арсений Суханов, – но территория небольшая: внутри только церковь, а около церкви палаты; свободного места нет. Тут живут старцы Александрийского патриарха. В церкви на одной половине служат патриаршие люди, а на другой половине два престола: венецианский и французский, куда приходят служить латинские монахи; а живут они за монастырём. Здесь стоит точёный каменный столб из белого мрамора, возле него деревянный кивот (шкафчик), у которого немного отворяется оконце; тут поклоняются ему. Говорят, что к тому камню была привязана великомученица Екатерина, когда её мучили».

Св. Екатерина (287-305), почитаемая и на Руси, родилась и приняла мученическую смерть за веру в Александрии. Поэтому в церковную историю она вошла как Екатерина Александрийская.

Четырёхугольная колонна

Из монастыря Арсений Суханов отправился осматривать город, который поразил его. «Александрия – город с удивительными зданиями. Нет ни одного города, который был бы так украшен, – утверждал автор хожения. – Сейчас он пустует, немного людей живёт при въезде в город. Внутри города пусто; дома все обрушились».

Александрия, бывшая столица Египта и жемчужина Средиземноморья, к тому времени давно уже пришла в упадок. В качестве столицы её заменил Каир, а главного порта – Рашид (Розетта). Так что наш путешественник увидел лишь остатки прежней роскоши.

«Средиземное море разливается до самой стены города, где находятся большие ворота к морю, – отмечал Арсений Суханов. – Возле этих ворот, внутри города, находится овраг примерно в пять саженей, и стоит удивительная четырёхугольная колонна, высеченная из цельного камня. В высоту она примерно двенадцать саженей. На ней сверху донизу вырезаны неизвестные письмена: сабли, луки, рыбы, человеческие головы, руки, ноги, топоры, а некоторые символы и вовсе неизвестные. Говорят, что некая мудрость там написана. Есть и другая колонна, недалеко от первой, в точности такая же по виду и размеру, только упала, лежит на боку».

Арсений Суханов описал так называемые «иглы Клеопатры» – два обелиска высотой 21 м каждый. Они были изготовлены по приказу фараона Тутмоса III (1457-1438 годы до н.э.) и установлены у храма Солнца в Гелиополе. Накануне новой эры обелиски перенесли в Александрию, а в конце XIX века подарили Англии и США. Один из них в 1878 году установили в Лондоне, другой в 1890 году – в Нью-Йорке. К Клеопатре обелиски, скорее всего, отношения не имеют. А «неизвестные письмена» – это древнеегипетские иероглифы, значение которых к тому времени было давно и прочно забыто.

«Говорят, что те две колонны поставлены над гробом храброго воина Александра Македонского, – сообщил далее Арсений Суханов. – Одна будто бы в изголовье, а другая в ногах».

Увы, это сообщение не соответствует действительности. Гробница Александра Македонского была утеряна в раннем Средневековье. Возможно, её разрушили фанатики-христиане как символ ненавистного им язычества. До сих пор местонахождение гробницы является для археологов одной из самых интригующих загадок.

«Стоит как стопочка»

Svoimi glazami 1.jpg

Отправившись дальше, Арсений Суханов вскоре набрёл на ещё одну диковину. «На расстоянии примерно трёхсот или более саженей от города Александрии, на поле, был некий большой двор, – писал он. – Большое строение, там стоят удивительные дворцы – некоторые целые, а некоторые разрушились. Здесь же рядом стоит самая удивительная из всех колонн: в высоту 15 саженей, будто токарной работой выточена из целого камня, пурпурного цвета. Стоит как стопочка, никуда не наклонилась. В самом же городе под землёй везде можно было жить, удивительно устроено под дворцами».

«Самая удивительная из всех колонн» – так называемая «колонна Помпея». Изготовленная из красного гранита высотой 27 м, она была установлена на рубеже IV века по распоряжению префекта Александрии Постумуса в знак благодарности императору Диоклетиану, приказавшему раздать хлеб голодающим жителям города. Колонна Помпея соседствовала с храмом Сераписа, разрушенным в IV веке христианами. Сохранились лишь катакомбы, где хоронили священных быков – Аписов. Вот их-то, скорее всего, наш путешественник и принял за «жильё под землёй».

«В Александрии реки нет, – сообщал Арсений Суханов, – только во время паводка из Нила разливаются протоки до Александрии, и из этих протоков проведена трубой вода по городу, которая наполняет устроенные в земле колодцы, и этой водой живут год».

Обратившись к морю, Арсений Суханов увидел, что «на расстоянии одной версты к северу от Александрии, на каменном мысу, стоит крепость небольшая, полная дворцов. Тут живёт воевода Александрийский. Рядом море, как на острове, а от него на сухой берег ведёт каменный мост, и напротив моста на берегу стоит город. От этой крепости до старого города Александрии всё дворы и дворцы стоят, и рынки разные тут, но встречаются редко, потому что место ровное и просторное, и пристань корабельная тут больше и лучше. Сюда приходят великие галеоны и корабли, приплывающие в Египет из разных земель».

«Крепость небольшая», форт Кайт-бей, действительно была построена в 1480-х годах на острове Фарос, на месте знаменитого в древности Фаросского маяка. Место моста ныне занял перешеек, отчасти намытый морем, отчасти насыпанный искусственно. Из описания Суханова не ясно, где находилась основная корабельная пристань – к западу или к востоку от моста.

Невиданная птица

Из Александрии Арсений Суханов отправился морем в Рашид, стоящий у впадения западного рукава Нила в Средиземное море. Стоял конец августа, время паводка, и «река Нил разлилась, вошла в берега, а кое-где и вышла из берегов», – отметил путешественник. «Прибывает вода от Рождества Иоанна Предтечи (24 июня ст. ст.) до дня Воздвиженья (14 сентября ст. ст.)», – пояснил он далее.

О самом городе Арсений Суханов не рассказал, зато первым подробно описал невиданную русским человеком птицу. «В Рашиде есть птица страус, в высоту достаёт человеку до груди, а человеку среднего роста будет по плечо, а когда поднимет голову, то будет высотой с аргамака (скакуна). Голова небольшая, нос гусиный, не очень большой и не очень красивый, ноги голые, не очень красивые, имеют один большой палец и один небольшой, с внешней стороны. На большом пальце большой ноготь, а на малом – неизвестно; от головы до зоба бело-жёлтый пух, а перьев нет; на зобу, на груди до пупа и на спине до хвоста, а также на крыльях – чёрные перья, недлинные, непохожие ни на какие другие перья; мягкий пух от ног и до хвоста, а сверху, возле хвоста, голый, изредка есть пёрышки, и красная кожа с белым. Ест дерево, камни и железо, хлебное ест, ходит с людьми по улицам, не бьётся, не летает, длинных перьев на крыльях нет, только мелкие».

Страусы в Египте не водятся. Видимо, птицу привезли издалека и держали ради забавы. Интересно, что побывавший в Рашиде в том же 1651 году иеродиакон Иона тоже видел там страуса, назвав его «страфокамил» – птица-верблюд.

Оставив Рашид, Арсений Суханов отправился по Нилу в Каир. По пути он наблюдал за жизнью египтян. «Воду из реки подают с помощью колёс, приводимых в движение волами, и поливают сахарный тростник и прочие плоды, – указывается в хожении. – По обе стороны реки берега ровные, вода шириной с Оку под Серпуховом или под Коломной, а кое-где и уже. Деревни встречаются часто, дома стоят из земляного необожжённого кирпича, но есть и из обожжённого кирпича, и каменные. Везде стоят мечети стройные. Скота на берегу много: буйволы, коровы и овцы. Все овцы коричневого цвета, хвост до земли, уши длинные; а также есть верблюды и ишаки».

Царьграду подобен…

Столица Египта произвела на Арсения Суханова сильное впечатление. «Каир – место большое и многолюдное, подобен Царьграду; невозможно понять, кто из них больше: оба большие, многолюдные и богатые, – отметил он. – В Каире здания каменные. Сам город стоит близко у реки, в одной версте от Нила, а слободы стоят на самом берегу реки. Специально для половодья, когда река выходит из берегов, сделан большой каменный ров – будто большая река течёт. И на берегу этой реки, на каменной стене, сделаны отметки: на них смотрят, сколько воды прибудет или убудет, и определяют, будет хлеб в этом году дорогой или дешёвый». Отметки на каменной стене – знаменитый каирский Ниломер на южной оконечности острова Рода, существующий и поныне.

Арсений Суханов посетил Матарию и христианский Старый Каир, побывал в Цитадели, но к тому, о чём уже рассказывали об этих местах его предшественники, почти ничего не добавил. Зато сделал такие замечания: «В Каире безмерно жарко, дождя никогда не бывает, а снега и льда не знают… Дороже всего в Каире дрова и всякое дерево». И ещё: «В Синайском монастыре виноградного питья нет, пьют за трапезой всё вино горячее, как и наше хлебное, а делают его из ягод финиковых. Так же и у Александрийского патриарха». Так что в Египте наш путешественник обнаружил нечто знакомое, почти родное – самогон.

Фото автора.

«МК в Египте», № 03(081), 10 — 23 февраля 2013 года.

Вам также может понравиться: