Главная Рубрики Своими глазами № 04(082), 2013 года.

№ 04(082), 2013 года.

Крепости и пушки

В том же 1651 году, что и Арсений Суханов, о записках которого я рассказал в предыдущем выпуске рубрики, Египет посетил иеродиакон Иона. Пробыл он там недолго, поскольку лишь добирался через Египет в Святую землю. Потому и записки Ионы коротки и не всегда точны.

Наш паломник «приплыл с попутным ветром за четыре дня» от острова Родос до египетского Абу-Кира. Там он пересел на корабль поменьше и вскоре оказался «в устье великой реки Нил, где стоит город Рашид в 15 верстах от моря». В Рашиде Иона пробыл 12 дней. Прежде всего ему бросилось в глаза, что в окрестностях города растёт много фиников, а также «рис, сахар и сладкие плоды». Под «сахаром» автор хожения наверняка имел в виду сахарный тростник, а «сладкие плоды» – скорее всего апельсины. Кстати, Рашид и сейчас славится своими финиковыми и апельсиновыми садами.

1.jpg

На фото: Крепость в Рашиде.

В Рашиде Иона, как и Арсений Суханов, увидел страуса, но описал его совсем коротко: «Птица подобна верблюду и очень большая, копыто у неё с двумя пальцами». Назвал он страуса «страфокамил», или птица-верблюд, и объяснил это название так: «страфо» по-гречески птица, а «камил» – верблюд.

По свидетельству Ионы, в Рашиде находилось подворье Иерусалимского патриархата. Его старцы собирали с кораблей милостыню на Гроб господень и на эти деньги закупали сахар, воск и рыбу и отправляли их в Палестину.

Из Рашида Иона верхом на верблюде добрался до Думьята. Там он сел на корабль и поплыл в палестинскую Яффу. О Думьяте наш паломник сообщил лишь, что город «стоит на третьем устье реки Нил. Первое устье течёт под Александрией, другое под городом Рашидом, а третье – под городом Думьятом. Великая река Нил тремя устьями впадает в Средиземное море, рыбы в ней множество».

Простим соотечественнику, не бывавшему в Александрии, неверное утверждение о том, что она стоит на одном из рукавов Нила. С рекой город Александра Македонского соединяет только старинный канал, заполнявшийся лишь в половодье. Такая ситуация была едва ли не основной причиной того, что в средние века главный порт Египта на Средиземном море переместился из Александрии в Рашид.

В Рашиде побывал и автор следующего по времени текста о Египте. Впрочем, свой труд «Описание Турецкой империи» он представил анонимно. Исследователи предполагают, что его автор – русский офицер, боярский сын Фёдор Феоктистович Дорохин, уроженец города Елец. С 1662 по 1674 год он находился в плену у турок и за это время объехал практически все их владения, включая Египет.

То, что автор был офицером, очевидно из самого текста, совершенно непохожего на традиционное хожение. Никаких упоминаний о природе, климате, христианских и иных памятниках в нём нет. Зато есть подробное описание крепостей. Например, такое: «Крепость у этого малого города (каирской Цитадели) тверда и крепка: со стенами, людьми и пушками. Пушек в ней больших и маленьких много. Внутри этой крепости сидит сам египетский паша со всеми жалованными служилыми людьми и стережёт весь Египет. Удерживая свою крепость в случае приступа во время войны, он может очищать от противника восточную стену большого посадного города (собственно Каира) с горы из того малого города, а также может защищать южную стену посадного города из малого города до самой реки египетской. А что касается взятия Каира, то только если противник сначала возьмёт на горе тот малый град и ту гору очистит, тогда можно с той восточной горы пушками выбить весь Египет, разрушить жилые дома до земли». Не правда ли, похоже на донесение разведчика?

Не обошёл автор стороной и собственно Каир. «А в том посадном великом городе Каире пушек также много, больших и маленьких, – сообщал он. – Город многолюдный, только в нём все люди – аравийцы. Военные из них очень плохие: во время войны они не могут выдержать осаду и удержать за собой крепость». В другом месте русский офицер развил эту тему: «Все жители Каира и всего египетского уезда – арабы. Что касается военного дела, то они плохо владеют огнестрельным оружием, робкие и боязливые. Для них привычно воевать копьём на коне. Редкий случай, когда у египтян, у арабов, есть немного доспехов, шлемов и панцирей; а щитов у них много. Поэтому вся надежда Каира на свою крепость. Война показала, что в сражении египтяне плохи. Поистине это так».

Трудно сказать, на чём основана столь нелицеприятная характеристика воинов-египтян, в каком сражении видел их автор. Войны в этот период Османская империя вела в Европе: с Венецией, с Австрией, с Польшей. Сам же он попал в плен, вероятно, во время очередного пограничного конфликта на юге России.

Интересно данное автором описание собственно Каира. «Слышал я от людей о том, что тут, в Каире, всех жилых дворов и домов всего числом двадцать пять тысяч, – сообщал он. – А вокруг всего посадного Каира, вдоль его стен, есть проезжие ворота и двери большие и малые общим числом двадцать восемь. А внутри, в самом посадном городе, с западной стороны, вдоль реки той египетской, как входишь в город через большие проезжие ворота Булак, смотрящие на восток, – от дверей этих, как кажется на взгляд, больше половины посадного города занимают просто поля и огороды. Другая, меньшая половина этого посадного города, рядом с восточной стеной, состоит из строений жилых домов; а от северной стены города до южной стены жилые дома располагаются грядой в виде широкой и длинной полосы. Так видится расположение всех жилых строений. Дворы и дома друг с другом тесно переплетаются и представляют собой большое нагромождение. Во всех жилых кварталах узкие улицы. Кроме того, улицы здесь соединяются великим множеством очень тёмных переулков, проложенных между домами. Жилые кварталы очень многолюдны».

Из Каира автор отправился вниз по Нилу в Рашид. «От места разделения реки до Рашида полтора дня езды», – сообщил он. А о самом городе написал следующее: «Рашид стоит на западном, левом берегу реки той египетской; Рашид представляет собой одно большое село, а крепости в нём нет». В самом городе крепости действительно нет, зато после завоевания Египта турки построили крепость на берегу Нила в 6 км севернее Рашида, недалеко от впадения реки в Средиземное море. Видимо, о её существовании автор не знал.

Владимир БЕЛЯКОВ.

Фото автора.

«МК в Египте», № 04(082), 24 февраля – 9 марта 2013 года.

 

Вам также может понравиться: