Смутное время начала XVII века не располагало наших соотечественников к паломничеству к христианским святыням Востока. С вступлением на престол Михаила Романова в 1613 году жизнь в России постепенно вошла в обычную колею. В период его царствия появилось одно из самых интересных и подробных описаний Египта. Возможно, потому, что его автор, житель Казани Василий Гагара, провёл в этой стране целых два года и три недели. Было это в 1634-1637 годах.
Гагара посетил сначала Святую землю, побывал в Иерусалиме, а уже оттуда отправился в Каир. «Путь к Египту утомительный, трудный, подобен песчаному морю, на лошадях или пешком пройти нельзя; ездят по тому пути на верблюдах, – писал автор хожения. – Воды на этом пути нет, есть только вода в вырытых колодцах, но эту воду пить невозможно, потому что она очень солёная и горькая; воду берут с собой на верблюдах в кожаных мешках».
На фото: Ловля крокодила. Начало ХХ века.
Караванный путь с Северного Синая в Каир проходил мимо Матарии с её христианской святыней – деревом Марии, под которым останавливалось на отдых Святое семейство во время бегства в Египет от преследований царя Ирода. Это место уже не раз описывали наши путешественники. Описал его и Василий Гагара. Но лозы с целебным маслом он уже не увидел. «Некая женщина, из безбожных турок, пришла, помазала очи, и в тот момент это дерево засохло и стояло сухое много лет, а немцы то дерево купили, заплатив дорого, и увезли в свою землю», – говорится в хожении.
Василий Гагара первым из русских путешественников описал древнеегипетский памятник, встреченный им по пути в Каир. Это был обелиск фараона Сенусерта I (ХХ век до н.э.), установленный в древнем городе жрецов Он (Гелиополь), недалеко от Матарии. «На расстоянии пяти поприщ от Каира стоит четырёхугольный камень, – писал Гагара. – У него острый верх, в высоту он 12 саженей, а в ширину 4 сажени. Турки называют его Фараоновым копьём, и подписано на нём имя фараона». Примечательно, что наш паломник довольно точно определил размеры обелиска, сохранившегося до наших дней. 12 саженей – это 26 м (на самом деле – 22 м). Упомянул он и великие пирамиды Гизы, к которым, впрочем, не ездил: «В Каире за рекой Нил построены очень большие и страшные палаты, словно высокие горы; до реки Нила расстояние 6 поприщ (12 км). Они стоят на горе, четырёхугольные, а верх у них как у башни».
Житель Казани, Василий Гагара писал, что Нил размером с Волгу. Так многие его читатели могли получить представление о величине этой реки. А ещё автор описал жителя Нила – крокодила: «Голова у него как у лягушки, глаза человеческие, четыре ноги в длину чуть больше пяди; организм и органы как у человека, и позвонки на спине как у человека; хвост как у сома. Он спаривается с самкой на сухом берегу, а когда увидит человека, то гонится за ним и, настигнув, съедает. Арабы ловят его хитрым способом и привозят в крепость к паше».
Как и другие наши соотечественники, Василий Гагара интересовался христианскими святынями. Он побывал в Старом Каире и первым описал грот под алтарём церкви Абу Серга, в котором останавливалось Святое семейство. «Сделана та комната в храме под престолом, надо спускаться вниз на десять ступней; без свечи туда не ходят – темно. И я, многогрешный раб, – писал Гагара, – специально ездил посмотреть и помолиться в Старый Египет (Каир), где жила Богородица, скрывавшаяся с Иисусом и с Иосифом от царя Ирода. Я подал от себя и от человека своего 8 денег, купил свечу и сходил в ту комнату, где жила Богородица с Иисусом. В той комнате очень хорошо всё устроено, только темно. И в те семь лет день и ночь горел непрерывно огонь – жглось масло деревянное, и от масла стены и потолок закоптились. Богородице было отведено место отгороженное. Перегородка – деревянная решётка там, где сидела Богородица; для приходивших на поклон архиереев было устроено место в стене, где может сесть человек. В той комнате постелены камышовые рогожи, а поверх рогож были постелены ковры. А за доску, на которой учился Господь наш Иисус Христос грамоте, немцы много лет давали большие деньги, но копты немцам не продали, и немцы ту доску украли и увезли с собой».
На фото: Обелиск в Гелиополе.
Грот сохранился в неприкосновенности, к наступлению третьего тысячелетия от Рождества Христова его отреставрировали. Примечательно, что Гагара пишет, будто Святое семейство прожило в этом гроте семь лет, в то время как, согласно коптской традиции, оно вообще находилось в Египте всего три года, а в Старом Каире лишь останавливалось по пути домой, в Палестину. В этом случае и упоминание доски, «на которой учился Господь наш Иисус Христос грамоте», выглядит недостоверно. Вероятно, Гагара изложил версию, бытовавшую в ту пору среди греческих, а не коптских священников.
Но самое интересное в хожении Василия Гагары – его удивительный для русского человека рассказ о том, как хозяйствуют египтяне, какие культуры возделывают. «В Египте выращивают различные хлеба, которые сеют недели за две до Филиппова (Великого) поста, и хлеб и разные плоды поспевают к Рождеству Христову и Крещению, а последний урожай поспевает к Масленице, – отмечал автор. – Пшеница, ячмень и пшено хорошо растут, потому что когда река Геон (Нил) разливается по лугам и по пашням, вода долгое время стоит и питает землю, и вырастает хлеб. А земля там – чернозём. Когда я пошёл из Египта в Иерусалим, начав поститься после Феодоровой недели (первой недели Великого поста), то увидел, что хлеб возле Каира местами убран, а местами ещё только начинает поспевать».
Отдадим должное нашему путешественнику: он точно рассказал и о том, что выращивают в Египте, и о том, когда выращивают, не забыв при этом упомянуть о разливе Нила и качестве египетской земли. Одной, необычной для нас, сельскохозяйственной культуре – сахарному тростнику – Василий Гагара посвятил отдельный рассказ. «В Египте растёт камыш, из него делают сахар, – писал он. – Камыш сажают с корнем возле моря. Он одну пядь в вышину. Под него подсыпают голубиный помёт, а корни поливают патокой. Если камыш приживётся и пустит плод, его поливают водой, подслащённой мёдом. И когда камыш созреет, его едят, как сотовый мёд».
Василий Гагара первым из наших соотечественников описал инкубатор. «В египетских деревнях построены земляные дома, в которых стоят печи: в каждом доме по 12 печей, – писал он. – На каждой печи сделаны ящики, в которые складывают по 6000 яиц на печь. Их посыпают толчёным и просеянным конским навозом, печи нагреваются, и огонь горит непрерывно: необходимо, чтобы было тепло и чтобы был постоянно дым. И тогда рождаются цыплята без матери: на двенадцатый день цыплята сами проклёвываются и вываливаются из скорлупок. Когда цыплята немного подрастут, их развозят по деревням и продают».
Было чему удивляться русскому путешественнику! Инкубация в ту пору была неведома не только в России, но и во всей Европе.
По тексту хожения Василия Гагары разбросаны краткие заметки о его впечатлениях от Египта.
«Когда подъезжаешь к Каиру, впереди возникает как будто тёмный лес – это стоят басурманские колокольни (минареты) возле их мечетей».
«Река Нил находится в трёх поприщах от Каира. Воду для города привозят арабы и продают её в Каире. Они возят воду на верблюдах и на мулах в кожаных мешках и продают вьюками и кувшинами».
«От реки Геон (Нил) проведена на гору вода по каменной стене в крепость к паше. На стене сделан жёлоб, и по тому жёлобу идёт вода из этой реки, а на конце той стены сделана башня, на которую с помощью колеса поднимается вода. Колесо приводят в движение 15 буйволов». Так Василий Гагара описал акведук от Нила к Цитадели протяженностью 3400 м. Он был сооружён на рубеже XV и XVI веков, использовался до 1872 года и до сих пор неплохо сохранился. Акведук заканчивается сложным гидротехническим сооружением, известным как «колодец Иосифа». Мы ещё встретимся с ним в будущих выпусках нашей рубрики: более поздние путешественники подробно описали эту диковину.
«МК в Египте», № 01(079), 13 — 26 января 2013 года.